Отец истории великий   древнегреческий ученый Геродот, посетивший Вавилонию в V в. до н. э., оставил списание Вавилона, дошедшее до наших дней. Геродота восхитили правильная и разумная планировка столицы Вавилонского государства. Он восторженно писал о том, что главный  город Вавилонян был устроен так прекрасно, как ни одни из известных ему городов. Застроен Вавилон был трех- и четырехэтажными домами, которые образовывали широкие прямые улицы.

   Для   Геродота,   привыкшего   к   узким   и   извилистым  улочкам греческих городов, ширина вавилонских улиц казалась чем-то удивительным. Он с восхищением упоминал также, что главная улица столицы ассирийского царства Ч Ниневии Ч была шириной в 26 м. Правильность и ширина улиц в   городах   Междуречья   соблюдалась   очень  строго: на одной из надписей упоминается, что человека, нарушившего при застройке правильность улицы и выдвинувшего стены своего дома за границу дозволенной линии, подвергали мучительной казни Ч сажали на кол на  крыше собственного дома.

   Неизвестно,  соблюдались   ли   в  Вавилоне  при  его застройке же строгости,  но  город  своей  красотой  и   повергал   в   изумление   всех,   кому   пришлось побывать в нем.

   Трудно было поверить, читая обстоятельное описание всего великолепия Вавилона, которое Геродот видел собственными  глазами, что этот город много раз подвергался разрушительным набегам ассирийских царей. Эти воинственные соседи безжалостно разоряли богатую и цветущую

Вавилонию.   Несмотря   на   мощные  крепостные стены и дополнительные    укрепления.    Вавилон    неоднократно становился жертвой грабительских походов ассирийских царей. Особенно страшный удар нанес в своё время вавилонскому царству поход Санхериба,  дотла уничтоживший столицу вавилонян. Для воинственных, жестоких и невежественных ассирийских владык Вавилон с его древней культурой и неистребимым стремлением к незанвисимости был особенно ненавистен. Все народы и пленмена, порабощённые Ассирией, обращали свои помыслы к Вавилонии, которая была для них примером непрестанной борьбы за осво6ождение от иноземного ига. Линшить Вавилон его значения древнего центра культуры и торговли, растоптать его стремление к свободе, уничтожить ненавистного соперника, опасного для славы и величия, как его понимали ассирийские монархи, Ч вот была для них главная задача. И ассирийский царь Санхериб обрушился на Вавилонию всей массой своих войск, не знавших пощады и человечности. В решающей битве при городе Халуле, что стоял на реке Тигре, к северу от Ванвилона, царь Санхериб разбил войска восставших вавинлонян и их союзников. В пышных и красочных фразах живописует ассирийский царь свою победу над врагами. Этот рассказ записан на глиняных табличках, найденнных при раскопках дворца ассирийских царей, и ведется он от имени самого Санхериба: лТочно лев я разъярился, облекся в панцирь и возложил на свою главу боевой шлем. В гневе сердца своего я быстро помчался в высонкой боевой колеснице, поражающий врагов... Яростно гремя, я поднял боевой клич против всех злых вражеских войск... Вражеских воинов я пронзил дротиком и стренлами, их трупы я продырявил, точно решето... Я быстро перебил врагов, точно связанных жирных быков, вместе с князьями, опоясанными золотыми кинжалами и с руками, унизанными кольцами из красного золота. Я перенрезал им горло, как ягнятам. Драгоценную их жизнь я оборвал, точно нить... Колесницы вместе с лошадьми, ездоки которых были убиты при наступлении, брошенные на произвол (судьбы), носились взад и вперед... Избиенние я прекратил лишь по прошествии двух часов (после наступления) ночи. Сам царь эламский вместе с царем вавилонским и князьями халдейскими, которые находинлись на его стороне, были подавлены ужасом боя... Они покинули свои шатры и бежали. Ради спасения своей жизни они попирали трупы собственных воинов, ходили  (по ним). Их сердца стучали, точно у пойманного голубя, они лязгали зубами. Я послал свои колесницы с лошадьми для их преследования, и беглецов, которые бежали, спансая жизнь, закалывали оружием, где бы их ни настигали╗.

   После этого страшного разгрома, так красочно и отнкровенно описанного ассирийским летописцем, Санхериб двинулся на ненавистный ему Вавилон, замышляя месть, которая превосходила все жестокие деяния его предшестнвенников. Ассирийские полчища взяли Вавилон пристунпом, несмотря на ожесточенное сопротивление его житенлей. Десятки тысяч вавилонян были убиты при взятии города, остальные жители обращены в рабство или перенселены в другие области ассирийской державы. Сам богантейший город был отдан на разграбление ассирийским воинам. Опустошенный и разграбленный Вавилон ждала жестокая участь Ч Санхериб задумал стереть мятежную столицу Вавилонии с лица земли в назидание остальным порабощенным народам, пытавшимся воспротивиться ассинрийскому богу. Были срыты и уничтожены знаменитые вавилонские стены с крепостными башнями, разукрашены храмы богов, дворцы царя и вельмож, дома горожан, хинжины бедняков, мастерские ремесленников. Под руководством ассирийских военачальников квартал за кварталом подвергался полному разрушению. Он пылал, как огромный костер, великолепный город, знаменитый своими богатыми храмами и дворцами, населенный недавно сотннями тысяч жителей. Ночами он представлял собой море огня. По мере того как утихал огонь пожарищ, солдаты и рабы сбрасывали строительный мусор в главный канал Вавилона Ч Арахту, который соединял реки Тигр и Евфрат. Затем Санхериб. лдля того чтобы в грядущие времена никто не мог бы даже вспомнить местонахожденние этого юрода, его храмов и богов, затопил его водою╗. Так сказано в его знаменитых анналах. Желая довершить полное уничтожение города, Санхериб велел разрушить дамбу, открыть все шлюзы, и воды Тигра и Евфрат - хлыннули в разоренный Вавилон, размывая осе, что ее было истреблено пожаром. На том месте, где жил полнокровной и шумной жизнью один из величайших городов древности, простиралась унылая заболоченная равнина, на которой отдельными холмами возвышались груды развалин.

   Это   страшное   деяние   было   совершено   Санхерибом в VII в. до н. в. А в V в. до н. э. Геродот с нескрываемым восхищением описывал необычайную красоту и богатнство Вавилона, великолепие его улиц и храмов, мощь и неприступность его крепостных стен. лВавилон окружен рвом, глубоким, широким и наполненным водою; за рвом следует стена шириною в пятьдесят царских локтей, а вышиною в двести локтей. Царский локоть  больше обыкнонвенного на три пальца Ч   На стене по обоим краям ее поставлены были одноярусные башни, одна против другой; в середине между ними оставался проезд для четверки лошадей. Стена имеет кругом сто ворот, сделанных целинком из меди, с медными косяками и перекладинами... Стена эта, как панцирь, обнимает город. Другая стена тянется кругом внутри первой; она лишь немного слабее наружной и уже ее╗. Taкое. описание вавилонских стен оставил нам неутомимый путешественник и любознательнный ученый Геродот в первой книге своего исторического труда.

   Что же произошло со времени, казалось бы. полного уничтожения столицы вавилонян Санхерибом? Каким обнразом городу, стертому с лица земли мстительным царем, снова удалось подняться и достичь расцвета? Не только рассказ Геродота, но и свидетельства ассирийских летонписцев объясняют это воскрешение мертвого города и его бурный расцвет. Как ни странно, но именно по приказаннию ассирийского царя Ассархаддона Ч сына Санхериба Ч началась гигантская по масштабам того времени работа Ч восстановление из руин Вавилона. Тысячи рабов-военнопленных были согнаны на огромный заболонченный пустырь, залитый водами Тигра и Евфрата. По приказанию царя прежде всего начались работы по осушке местности. Для этого в первую очередь были восстановнлены каналы вместе с главным каналом Вавилона Ч Арахтой. Лучшие архитекторы были заняты на постройке хранмов, дворцов и жилых домов Вавилона. Основная часть города была застроена по единому плану. В возрожденный город были возвращены сотни тысяч жителей, некогда угнанных в отдаленные области Ассирии Санхерибом. Так поднялся из пепла новый прекрасный Вавилон, о чем свидетельствуют горделивые надписи царя Ассархаддона. Правда, желая как-то оправдать чудовищное преступление

Ассархаддон   в одной из своих   надписей заявил о том, что отец его, царь Санхериб, разрушая Вавилон,  только выполнял волю верховного божества вавилонян Мардука,   который   избрал   Санхериба   орудием за грехи нечестивых вавилонян. Это Мардук повелел срыть грешный город до основания, разрушить его и залить водой. Таким образом, царь Санхериб был оправдан в  глазах своих современников, поскольку он просто являлся страшным орудием божьего гнева. Воскрешенный ассирийским владыкой Вавилон особого расцвета достиг при царе Навуходоносоре, правившем в VI э. до н, э. Этот царь подчинил богатую Сирию, закрепил за собой Финикию и взял Иерусалим Ч столицу  Иудейского  царства. В результате всех своих походов Навуходоносор захватил огромную добычу и большое число пленных, которые были  превращены  в  рабов.  Почти  все  население  Иерусалима было согнано   в Вавилон.   Труд   многочисленных   рабов позволил  Навуходоносору  осуществить  его  грандиозные замыслы по застройке столицы. Незадолго до начала царствования Навуходоносора Вавилон снова подвергся пожарам  и   опустошению.    Навуходоносор   решил   превзойти роскошью   построек   все  то  великолепие,   которое  было в Вавилоне до его царствования.

    Кроме свидетельства греческих историков, о строительстве в Вавилоне известно и из своеобразных путеводителей по городу, расшифрованных учеными. В этих путеводителях подробно   перечислены   и   описаны все главные достопримечательности столицы вавилонян. На глиняных табличках были  вычерчены  и  планы  города.  Благодаря всем этим  источникам  мы  знаем,   что  в  плане  Вавилон представлял  собой   правильный  прямоугольник,  поделенный поперек Евфратом. Река делила Вавилон на Старый Новый город. Вавилон окружало двойное кольцо крепостных стен, в которых было восемь ворот,  и каждые ворота носили имя одного из вавилонских богов. Издалека были видны высокие стены желтовато-серого цвета, сложенные из сырцового кирпича. Они поражали своей шириной   и огромным количеством зубчатых башен, выступающих из толщи стен. Глубокие рвы и дополнительная крепостная стена, которой Навуходоносор перегородил все  пространство между реками Тигром и Евфратом у города  Сиппара,  создавали   впечатление   полной   неуязвимости

 для нападения врагов. Это была мощная и продуманная система обороны. Вдоль реки тянулись великолепные рощи финиковых пальм, среди которых пронлегала дорога к самому городу. Пространство между двойнным кольцом крепостных стен не было застроено Ч оно должно было служить убежищем для сельского насенления деревень, окружавших Вавилон, и для их скота в случае нападения врагов и осады города, городские понстройки начинались уже за второй крепостной стеной.

    Широкая главная дорога Ч дорога священных процеснсийЧвела к огромным двойным воротам, посвященным богине Иштар Ч главному женскому божеству Вавилона. Вымощенная белыми и розовыми плитами, дорога проходила как бы через коридор, образованный двумя высонкими зубчатыми стенами. Они были богато .украшены пестрой лентой фриза, выложенного из глазурованных кирпичей бирюзового и синего цвета. На этой яркой ленте более метра шириной находилось рельефное изображение торжественного шествия львов с оскаленной пастью и желнтыми или красно-коричневыми гривами, которые словно встречали всех входящих в город.

    Двойные ворота богини Иштар также охранялись двумя мощными зубчатыми башнями, далеко выступавншими вперед. Первые ворота были меньше вторых, главных. Их высота достигала 9 м. Они также были облицонваны глазурованными плитками темно-синего цвета, на которых размещались рельефные цветные изображения священных быков, единорогов и чудовищных драконов бога Мардука Ч верховного божества вавилонян. Двери ворот были выкованы из меди, необычно массивные, с медными косяками и перекладинами. За воротами справа поднимались крепостные стены царского дворца с вынступающими башнями, затем шли торговые и городские кварталы, и, наконец, возвышалась массивная белая стена с выступами и зубцами, ограждавшая главное свянтилище Вавилона Ч Эсагилу (так назывался весь священнный участок, посвященный богу Мардуку). лДомом основания небес и земли╗ называли вавилоняне это святилище.

     Ворота в Эсагилу были прорезаны в двойной башне. В центре огромного двора поднималось удивительное сооружение Ч вавилонская башня, созданная замечательнным ассирийским архитектором Арадаххешу по. приказаннию царя Ассархаддона.

  Башня  высотой в 90 м состояла из семи ступеней-ярунсов Каждый уступ был выкрашен в особый цвет и преднставлял собой храм; посвященный отдельному божеству. Первый, нижний уступ был черным, второй Ч- красным, третий Ч белым. Последний, седьмой, был выложен снанружи бирюзовыми глазурованными плитками и украшен золотыми рогами, издалека снявшими путникам, направнлявшимся в Вавилон. Подъем на эти ярусы был сделав снаружи, он шел кольцом вокруг всех башен. Неутонмимый путешественник Геродот, поднимавшийся на эту башню, сообщает, что, добравшись до середины ее высоты, можно было отдохнуть на площадке, где стояла специальнные скамья для восходящих на башню.

   Верхний храм служил жилищем бога Мардука и ere жены, прекрасной богини утренней зари Сарпанит. Вхондить в жилище бога, где находились золотое ложе, кресло и стол верховного божества, разрешалось только жрецам. Простые смертные, желавшие почтить бога, шли в храм Мардука, расположенный неподалеку. За мощной стеной ограды стоял белый с черным цоколем и голубыми зубнцами храм верховного бога вавилонян. Вокруг храма росла стройные пальмы, дававшие тень широкому двору. Через раскрытые двери храма можно было видеть золотую статую покровителя Вавилона. Освещенная солнцем, статуя Мардука ярко сияла из глубины храма в словно излучала на молящихся свою благость. Перед статуей божества стояли большой золотой стол, золотая скамеечка и трон, также целиком сделанный из золота. Геродот Ч любопытнный и дотошный путешественник Ч узнал даже, что все это великолепие было сделано из восьмисот талантов  чистого золота. Геродот же рассказывает и о замечательнном золотом жертвеннике, находившемся подле храма Мардука. На этот жертвенник возлагались только манленькие животные, еще питающиеся молоком. Крупных животных закалывали в честь Мардука на большом алнтаре, расположенном возле храма.

    В  Вавилоне храмов, посвященных различным божествам, было очень много. Одним великим богам было воздвигнуто пятьдесят три храма. Мелких же святилищ и просто уличных  алтарников.  где  любой  прохожий  мог принести богам благодарственную жертву по поводу удачной торгонвой сделки или исцеления, в городе насчитывалось ненсколько сот.                                    

    Улицы Вавилона были полны пестрой разноязычной толпой. Здесь можно было встретить египтян, сирийцев, финикиян, мидян. На улицах совершались торговые сделки, у лавчонок ремесленников, ростовщиков, торговнцев толпился бедный люд, ютившийся в тесных и жилых пыльных кварталах Вавилона.

     Толпы богомольцев в дни больших религиозных праздннеств заполняли улицы и храмы. В торжественных пронцессиях в эти дня можно было увидеть царя, окруженного  жрецами и вельможами. Во время ежегодных празднеств в честь бога Мардука на большом алтаре  сжигалась тынсяча талантов ладана и приносилось в жертву огромное количество животных.

   Богатство  и  роскошь  древнего Вавилона привлекали массу  путешественников,  своими  глазами  желавших  увидеть удивительные стены города,  толщина  которых  понзволяла разъехаться нескольким колесницам.

   Башня Эсагилы с ее замечательной наружной лестнинцей и сияющим жилищем бога Мардука также казалась  чудом.

   Но   больше   всего   привлекали   путешественников   раснсказы о чудесных висячих садах, разбитых во дворце царя Навуходоносора.   Таких садов  не встречалось   в целом свете, недаром их причисляли к семи чудесам. Побывать в этих садах было не так-то просто: ведь они находились за высокими стенами царского дворца. Вход туда охраняла грозная  стража, и простому смертному нелегко было понпасть в пеструю толпу богато одетых придворных, заполннявшую двор и помещения царского дворца. Вдоль стен стояла стража в блестящем вооружении.  Военачальники, послы различных царей, гонцы, присланные к Навуходонносору из разных стран, мелкие царьки подвластных Вавилону государств  часами находились  в покоях дворца, ожидая, когда царь допустит их к себе.

    Стены внутренних .помещений дворца были покрыты блестящими синими и бирюзовыми изразцами с яркими золотисто-желтыми рельефами. Особенно пышно украншены были стены приемной, где на возвышении в центре стоял золотой троя вавилонского царя. Царь в пышных одеждах, обшитых драгоценной бахромой, в тяжелом золотом  венце, с массивными золотыми браслетами на мощных обнаженных руках  сидел торжественно и неподвижно на своём великолепном троне.  Застыв  в  величественной позе он напоминал Статую бога Мардука.

  Для простого народа лицезрение царя было почти недоступно Только в дни великих религиозных праздников в толпе жрецов проходил царь, неся священные изображения, такой же далекий и грозный, как вавилонские боги..

  Рядом с помещением дворца возвышалось удивительное сооружениеЧ висячие сады, созданные вавилонским царём для его любимой жены Ч мидийской царевны. Она привыкла к зеленеющим горам я лесам своей родины и тосковала по прохладе и тени горных лесов, а жаркой и безлесной Вавилонии. Желая уменьшить ее грусть по родине, Навуходоносор решил подарить ей целый оазис, словно вывезенный из индийских гор.

   Эти знаменитые сады, причисленные к семи чудесам света, размещались на широкой четырехъярусной башне. Внутри каждого яруса были сделаны крепкие кирпичные своды, опиравшиеся на мощные высокие колонны. Платформы террас были сложены из массивных каменных глыб. Сверху они были покрыты слоем камыша и залиты асфальтом. Потом шла прокладка из двойного ряда кирпичей, сцементированных гипсом. Сверху кирпичи были покрыты свинцовыми пластинами, чтобы вода не проникала через почву в нижние этажи сада. На всё сложное сооружение сверху был настлан толстый слой плодородной земли, достаточный для того, чтобы здесь могли расти самые крупные деревья.

    Ярусы садов поднимались уступами, соединяясь между  собой   широкими лестницами, выложенными гладко отшлифованными плитами  розового  и белого цвета.   Сказочно прекрасны были эти сады, поддерживаемые мощными колоннадами. Сюда по приказу  царя были привезены любимые растения царицы, напоминавшие ее далекую родину.

    Великолепные  пальмы поднимались  высоко   над  крепостными стенами ограды дворца. Редкие растения, прекрасные цветы украшали сады  царицы.   Деревья  самых

удивительных пород зеленели между рядами колонн. Колоны  достигали высоты в пятьдесят локтей, и света для растений  было вполне достаточно. Для поливки этих садов, расположенных на искусственной лесистой горе, сотни рабов целый день качали воду из Евфрата   вращая громадное водоподъемное колесо, которое черпало воду кожаными ведрами.

   Сады были обращены в сторону прохладного ветра, дувшего обычно с северо-запада. Их аромат, тень в пронхлада в безлесной и плоской Вавилонии казались людям необыкновенным чудом. Описание этих сказочных садов оставили нам и современники Александра Македонского, который после разгрома войск персидского царя Дария в битве при Гавгамелах двинулся к Вавилону. Один из приближенных Дария вместе с частью персидского войска, спасаясь от разгрома, прибыл в Вавилон и лихорадочно стал готовиться к сопротивлению.

   Александр ожидал, что город, обладающий мощными укреплениями, будет ожесточению сопротивляться, поэтому македонские войска шли к Вавилону в боевом порядке. Но   вавилонское   население,   недовольное   притеснениями персов за долгие годы их хозяйничанья, сдало город царю Александру   бел   сопротивления.   Персы,   находившиеся в  Вавилове,  ее решились  выступить  против  македонян, опасаясь за свою жизнь. Навстречу македонским войскам вышли представители вавилонской знати, жрецы и мнонжество народа. Александра встречали цветами и радостнными криками, как освободителя от ненавистного персиднского яга. Несмотря на то, что Александр много слышал и читал о замечательной столице вавилонян, он и его принближенные были поражены великолепием этого древнего и   прекрасного  города.  Александр,   окрыленный   победой над персами, был настолько восхищен Вавилоном, что реншил сделать его столицей своего огромного государства. Однако прошло более десятка лет, проведенных молодым македонским   царем   в   завоевательных   походах,   прежде чем Александр Македонский вновь появился в Вавилоне со своим войском.

   Летом 323 г. до н. э. Александр во главе огромной армии прибыл в Вавилон, с тем чтобы отсюда отправиться в поход. Он решил с большим флотом обогнуть Аравийнский полуостров и найти прямой путь из Вавилона в Егинпет. А из Египта честолюбивый царь собирался двинуться в поход и на запад. Он хотел подчинить себе Карфаген. Италию и Испанию и стать владыкой государства, которое включало бы все известные ему страны.

   Все приготовления к походу были закончены, во царь внезапно почувствовал  себя  плохо.  Лежа  в  постели,  он продолжал отдавать последние распоряжения, вызывал к себе  полководцев, обсуждал с ними нововведения, которые хотел провести в своей огромной армии. Однако жестокие приступы болезни совершенно сломили силы царя. Он приказал перенести свое ложе из здания дворца в висячие сады. Здесь, в нижнем ярусе садов, плененный свежестью, царившей в них, он искал убежища от палящего зноя,  который действовал  на него особенно  губинтельно.

   Высокие мощные колонны возносили над ложем царя искусно сделанные своды, на которых лежала многопудонвая тяжесть земля и деревьев. Тишина и прохлада царили в висячих садах. Но умирающему Александру ничто уже да могло помочь. Напрасно его искусный врач Филипп приготовлял для больного одно целебное питье за другим. Жар не понижался. Александр велел перенести себя в тот самый зал. где некогда, подобно богу Мардуку, в застывшем величии восседал на троне царь Навуходоносор-строитель висячих садов.

   На возвышении было поставлено ложе умирающего царя Ч Александр хотел показать своим старым солдатам, которые завоевали ему весь мир, что он еще жив. Однонвременно это было последним прощанием. В глубоком молчании, нарушаемом лишь звоном оружия, македонские воины проходили мимо царского ложа. Слегка приподнявншись на подушках, тусклым взором провожал Александр ряды суровых солдат. Некоторых он еще узнавал и кивал им головой. Но это была последняя вспышка энергии ненутомимого завоевателя. Александр Македонский умер ченрез несколько дней.

   Проходили столетия. Новые большие города выросли на торговых путях, которые проходили теперь в стороне от Вавилона. Стали пустеть и приходить в упадок некогда шумный я оживленный город. Наводнение разрушило стены дворца Навуходоносор. Вода постепенно размягнчила плохо обожженную глину. Осели террасы, рухнули своды и колонны башни, на уступах которых зеленели висячие сады.

   За две тысячи лет   все сравнялось с землей Ч и храмы, и укрепления, когда-то поражавшие своей необыкновенной мощью и неприступностью.

   Глина, из которой жители древнего Междуречья создавали все, начиная от детских игрушек и кончая храмами богов и крепостными стенами, была очень дешевым, по недолговечным материалом. Каменные сооружения египнтян, не менее древние, чем ассирийские и вавилонские понстройки, дошли до нашего времени, хотя и в сильно разнрушенном состоянии. Стены, сложенные из сырцового, высушенного на солнце кирпича, раскрошились, были размыты и рассыпались в прах.

   Только по описаниям древних авторов можно предстанвить себе всё великолепие стен, зданий и храмов, некогда составлявших славу древнего Вавилона.

   Возле незначительного иракского городка Хилле вся поверхность земли, состоящая из невысоких, как бы раснплывшихся холмов, изрезана глубокими траншеями. Они пересекаются между собой, расходятся в разные стороны. В срезах этих траншеи видны следы полуразрушенной кирпичной кладки Ч это все, что осталось от дворца и садов вавилонского царе.

   Но и после их гибели рассказы о красоте чудесных садов продолжали жить. Легенда превратила их в висячие сады Семирамиды, приписав создание их ассирийской цанрице, которая правила значительно раньше Навуходонносора.

     Независимо от того, кому приписывалась постройка этого удивительного сооружения, висячие сады свидетельнствовали о замечательных успехах, достигнутых вавилоннскими строителями. Нужно было обладать огромными знанниями и опытом, чтобы сделать расчеты для сводов и колонн, которые должны были выдерживать чудовищную тяжесть земли и деревьев, находившихся на платформах. Звания, накопленные длительными работами по орошеннию засушливой почвы Вавилонии, помогли строителям разработать систему поливки садов, находившихся на большой высоте над уровнем Евфрата.

     Древние вавилоняне хорошо знали математику и умели ее применять на практике, делая всевозможные сложные расчеты. Без этих расчетов немыслима была бы постройка тех крупных сооружений, которые прославили Вавилон как один из замечательных городов древности.

   Почему же математика достигла такого высокого разнвития у вавилонян? Это вполне понятно. Ведь для того, чтобы   плодородная,   но   засушливая   земля   Междуречья давала те обильные урожаи, которые удивляли писателей древности, необходимы были оросительные сооружения Ч каналы, плотины. Их постройка требовала всякого рода вычислений, и умы жрецов и писцов Ч наиболее образованных людей того времени Ч были направлены на разнвитие таких областей науки, как планиметрия и стереометрия. Вавилонские математики заложили основы алгебры. Они  уже умели извлекать не только квадратный, но и кубический корень. С орошением земли, наблюдением за временем разлива рек было связано и изучение движения звезд по ночному небу. Астрономию вавилоняне знали хонрошо, и вся карта звездного неба, видимая простым гланзом, пришла в человеческую культуру из Вавилонии.

   Глубокие математические знания, которыми располангали вавилонские строители, помогли им решить невенроятно сложную задачуЧ поднять живую зелень садов на высоту крепостных стен Вавилона, которые, по словам Геродота. доходили до 200 локтей в вышину. И так велинколепно был осуществлен этот смелый замысел, что он поражал современников и надолго остался в памяти людей как одно из непревзойденных чудес древности. Кому приннадлежали эти сады Ч Навуходоносору или Семирамиде, это не так уж важно. Они были сделаны руками замечантельных умельцев Ч простых людей древнего Вавилона, обжигавших кирпичи, складывавших стены, возводивших своды, сажавших великолепные деревья.

AddWeb.ru - раскрутка сайта, 
продвижение сайта

 
Hosted by uCoz