Писать
о чудесах во второй половине
XX
века Ч задача, которая монжет показаться трудной и неблагодарной. Чем можно
удинвить, чем можно поразить воображение человека, на гланзах у которого
осуществляются все мечты, когда-либо созданные самой смелой человеческой
фантазией. Только в начале
XX
в. зародилась авиация, и смешные, беспомощные, похожие на этажерки аэропланы с
трудом оторвались от земли, а через 40Ч50 лет человек уже овландел, самыми
разнообразными ракетами, и космические корабли один за другим ринулись за
пределы нашей планеты. Если несколько лет назад взлет человека в космической
ракете казался неповторимым подвигом, а сочетание достижений науки и
человеческого мужества поразило весь мир, то уже наступил день, когда человек
впервые в истории существования нашей планеты вышел из корабля в космическое
пространство. И когда завтра человеческая нога ступит на поверхность Луны, это
будет казаться естественным для тех, кто будет жить в этом завтра.
Овладение внутриядерной энергией, атом, ведущий ледокол в просторах северных
морей, гигантские соорунжения, преграждающие воды
рек, такие как Братнская ГЭС. Асуанская плотина, - все эти достижения
сонвременной науки и техники, конечно, -делают
XX
век веком
колоссальных, невиданных, беспредельных возможнностей.
По словам одного из гениальнейших ученых нашего времёни Альберта Эйнштейна,
освоение источников внутнриядерной энергии является гигантским стимулом для
технического прогресса. Эйнштейн называет
эту силу лсамой революционной за
всё время, истекшее с тех пор, как доисторический человек открыл огонь╗.
Использование атомной ввергай в мирных целях отнкрывает перед человечеством
безграничные возможности для изменения всего облика нашей планеты, освоенния
пустынных пространств, улучшения климатических условий. Самая смел я фантазия не
в силах представить всю полноту и красоту жизни, которая придет вместе с
великими, достижениями человеческой мысли и труда.
"Думая о прекрасном будущем, о чудесах, которые ожиндают всех, кто придет в
светлое завтра человечества, мы ' не должны забывать о пройденном
человечеством пути, который сделал возможным все чудеса наших дней и.создал
условия для чудес будущего.
Путь пройденный
человеком, Ч это путь
упорных ] поисков, труда и
свершений, путь творчества, Ч от
грубого каменного топора до сложнейшего и точнейшего механизма
космического
корабля,
вырвавшегося за пренделы земного притяжения.
С тех пор как в глубокой древности первобытные люди создали первые каменные
орудия я добыли огонь, человеческая мысль не успокаивалась ни на минуту. Люди
стремились все больше узнавать об окружающем марс, все активнее на него
воздействовать. Бесконечно медленными были эти первые, робкие попытки человека.
И лишь когда появилось земледелие, была открыта обранботка первых металлов Ч
меди и много позднее железа, Ч лишь тогда тысячелетия .перестали отделять одно
открынтие от другого.
Мы не будем прослеживать весь долгий путь развития человеческих знаний и
навыков. Нас интересует лишь тот его отрезок, -на котором стало возможным
появление семя чудес света;
Уже в
IIIЧII
тысячелетиях до в. э. в древнем Египте : и странах, возникших в долинах рек
Тигра и Евфрата, научные знания людей и их технические навыки были очень высоки.
Как об этом свидетельствуют сохранившиеся до наших дней научные сочинения
древних египтян и вавилонян, развитие науки диктовалось в первую очередь
хозяйственными нуждами.
Земледелие было главным занятием жителей этих стран. Земледельцы нуждались в
точном измерении понлей, садов. Ежегодные разливы рек покрывали поля наносами
ила и уничтожали нанесенные межи. После
спада воды участки нужно было перемеривать, чтобы устанновить границы между
ними. Так появились единицы нанмерения, а вслед за ними и начатки математики. В
древнем Египте и древнем Вавилоне умели решать различные геонметрические задачи:
вычислять площадь треугольников, трапеции и других фигур- Земля Египта
Междуречья нуждалась в искусственном орошении. В глубокой древнности здесь
строили сложные ирригационные сооруженния Ч каналы, плотины, водохранилища. С их
помощью при ежегодных разливах рек осушали низкие заболоченные
равнины я орошали землю на высоких засушливых берегах. Так, у древней
математики появилась новые, бонлее сложные задачи. Нужды практической жизни
вызвала я появление календаря. Календарь помогал земледельцу точно определить,
когда следует ожидать разлива рек. По календарю определяли время спада воды,
начала пахоты, сева, уборки урожая. Люди начали измерять время. Понявились
сутки, месяцы, годы.
Создание календаря стало возможным только после того, как люди приобрели
определенные познания в астронномии. Началом года
египтяне считали день, когда восхонждение звезды Сириус совпадало с
восходом Солнца. В этот день, 19. июля, в районе города Мемфиса начиннался
разлив. Нила. День восхода Сириуса считался в Египте большим праздником. В
храмах крупнейших гонродов Двуречья жрецы днем и ночью вели наблюдения за
движением небесных светил.
Небо в Вавилонии не менее восьми месяцев в году, было совершенно чистым.
Резульнтаты своих наблюдений жрецы тщательно записывали на глиняных табличках,
хранившихся в архивах храме. Астрономы Вавилонии довольно точно определяли
сложнный путь движения планет. К
VI! в. до я. а.
они научинлись даже предсказывать затмение луны. Вавилоняне и египтяне заложили
основы многих естественных и точных наук Ч зоологии и ботаники, физики и химии.
В греческих государствах наука начала развиваться позднее, чем на древнем
Востоке. Передовой областью Гренции была Иония, тесно связанная с культурными
восточнными странами. Здесь в.VIИЧVII
вв. до н. а. процвентали торговля и мореплавание. Ионийские моряки нуждались
в научных знаниях. Древним грекам не был известен компас. В открытом море они
определяли местонахожденние корабля по звездам. Для этого необходимо было знать
астрономию. Многие ионийские ученые были хорошо знакомы с научными открытиями
древневосточных астронномов. Больших успехов в изучении астрономии достиг
венличайший философ древности, уроженец малоазийского города Милета Фалес. По
сообщениям античных авторов. Фалес сумел предсказать солнечное затмение 585 г.
до н. э.
С
IV
в. до н. э под влиянием ионийцев научные знанния распространились и в других
греческих областях. Учеными Греции было сделано много важнейших открынтий. Они
занимались вычислениями величины земного шара, относительных размеров Солнца а и
Луны и их раснстояний от Земли. 6 древности было высказано предполонжение о
вращении Земли вокруг Солнца.
Развитие матенматики в древней Греции прежде диктовалось прежде всего
потребностями практической жизни. лГеометрия.. . принонсят большую пользу
архитектору,Ч
i
творится в одном из античных сочинений, Ч... она учит употреблению цирнкуля и
линейки, что чрезвычайно облегчает составление планов здании и правильное
применение наугольников, уровней и отвесов. Также при помощи оптики в здание
правильно пропускается свет с определенных сторон неба. А посредством арифметики
составляют смету постройки, вычисляют ее размеры и путем применения
геометриченских законов и .выкладок разрешают сложные вопросы сонразмерности╗.
Античная математика достигла больших успехов. В -III
в. до н. э. евклиа заложил основы современной эленментарной геометрии, которая
до сих пор носит его имя. Величайший математик. и физик древности Архимед
разранботал основы механики, сделал ряд важнейших открытий в области геометрии.
Научным открытиям сопутствовали и технические донстижения Изобретатели древности
научились создавать сложные оросительные
системы, строить корабли, на которых можно было совершать далекие
путешествия. Они умели возводить мосты и прокладывать туннели. Замечантельным
созданием античной техники был водопровод на о. Самосе. Нам известны тончайшие
медицинские инструнменты, изготовленные древними мастерами. Античные механики
изобрели водяные двигатели, создали разнообразнные водяные и солнечные часы.
Но самые значительные успехи были достигнуты древнними в области строительного
дела. Строительное искуснство египетских и греческих мастеров стояло необычайно
высоко. Оно как бы вобрало в себя все достижения научнной и технической мысли
своего времени. Многие творенния зодчих и по сей день славятся как
непревзойденные образцы архитектуры. Произведения великих архитектонров ценили и
их современники. Ведь недаром пять из семя чудес света Ч это архитектурные
сооружения. Прончтите историю их создания Ч и вы познакомитесь с архитектурой и
техникой строительного дела в древности.
Необычайного расцвета достигла не только архитекнтура, но и изобразительное
искусство. Появление великих творений египетских и греческих художников было
вознможно только благодаря высокому уровню научных и техннических знаний. До
наших дней сохранились многие занмечательные произведения, выполненные из камня
или бронзы. Они свидетельствуют о том, что мастера древнности прекрасно владели
техникой обработки камня, искусно чеканили тонкие листы металла, хорошо знали
литье. С этими отраслями техники вы познакомитесь в очерках, рассказывающих о
создании двух великолепных произведений античных скульпторов, также причисленных
к семи чудесам света.
Но почему
чудес именно семь? Случайно ли выбрано
Из глубокой древности ведет свое начало почитание числа 7 как священного. Тогда
в основу календаря был положен лунный месяц. В течение лунного месяца Ч 28 днейЧЛуна
прибывает и убывает, проходя при этом 4 фазы (четверть Луны, половина, полная
Луна, новолунние). Эти фазы Луны сменяются через каждые 7 дней, они положены в
основу нашей семидневной недели. Наблюдая за сменой фаз Луны, древние приписали
особое, священное значение числу 7.
У древних вавилонян было установлено 4 праздничных
дня для каждого месяца Ч 1, 7, 15 и 28. Семь небесны╗ светил (Солнце, Луна и 5
планет Ч Меркурий, Сатурн, Марс, Юпитер, Венера) были связаны с определенными
небесными божествами. Каждому божеству был посвящен один день недели. В честь
семи главных богов был Воздвигнут
семиступенчатый храм в Вавилоне. Согласно ученнию вавилонских жрецов, подземное
царство мертвых окружало семь стен, покойник проходил через семь ворот,
охраняемых стражами.
Древние греки, как и другие народы, придавали больншое значение числу 7. Число 7
фигурирует во многих легендах, например в мифе о чудовище Минотавре, которому
ежегодно приносили в жертву 7 юношей и 7 девушек. В легенде о смертной женщине
Ниобе, дерзнувшей оскорнбить богиню Латону, упоминается о 7 сыновьях и 7
доченрях Ниобы. погибших от стрел детей ЛатоныЧАполлона и Артемиды. 7 считали
священным
hi
.лом бога АполнлонаЧ покровителя
искусств. В Греции почитали 7 мудренцов. К семи мудрецам причисляли
замечательного ученого. древности,' математика и астронома Фалеса Милетского.
Среди мудрецов называли и афинского законодателя Сонлона (VI
в. до н. э.). У древних греков славились также Периандр из Коринфа и Питтак из
Митилены, установивншие тираническое правление у себя на родине. Однако слав/
мудрейших они снискали как самые выдающиеся философы.
С числом 7 древние греки связывали представление о чем-то законченном н
совершенном. Поэтому среди мнонжества великолепных творений древности именно,
семь санмых прекрасных были причислены к чудесам. Причислены? Но кем и когда? В
самом деле, когда же возникло представление о семи чудесах света? .
Упоминания о семи чудесах появляются в сочинениях античных авторов начиная с
III
в. до н. э. Именно тогда по-видимому, и возникла
сама идея выделить семь
самых замечательных произведений древнего искусства. Кто пернвый лотобрал╗ семь
чудес древности, установить невознможно. Более того, самый лотбор╗ происходил
постенпенноЧ одни чудеса сменяли другие. Именно поэтому у античных авторов
встречаются разноречивые указания.
Много ценных и интересных сведений сообщает о семи чудесах древности римский
ученый и писатель Плинний Старший (I
в. и. 9.) в своем сочинении лЕстественнная история╗. Его описания значительно
пополняют наши представления о Колоссе Родосском, о храме Артемиды в Эфесе.
Большой знаток всякого рода древних
достопримечательностей, Плиний относит к числу семи чудес маяк на о.
Фарос. Фаросский маяк вытеснил из числа чудес, приведенных у Антипатра, стены
Вавилона. В некоторых сочинениях крепостные стены Вавилона называют вместо
висячих садов, а маяк на о. Фарос заменяет Александрийнская библиотека. Среди
чудес .называли также Алтарь Зевса в Пергаме, а в римское время к семи чудесам
принчисляли знаменитый амфитеатр Колизей.
В этом кет ничего удивительного. Древние мастера сонздали так много
замечательных творений, что человек, пожелавший выбрать самые прекрасные,
оказывался в зантруднительном положении. Стены Вавилона также были достойны
включения в число чудес, как в висячие сады. Александрийская библиотека Ч центр
науки и искусства, насчитывавшая
несколько
сот тысяч
книг, несомненно была чудом
своего времени.
До наших дней сохранилось сочинение Филона Визаннтийского лО семи чудесах╗.
Выбор чудес в этом сочинения тот же, что и у Антипатра Сидопского. Каждому из
чундес в книге дано подробное описание. Отсутствует только глава о
Галикарнасском мавзолее, так как конец рукописи утрачен. Об авторе книги и
времени его жизни в науке нет единого мнения. Некоторые ученые считают автором
сочинения Филона Византийского Ч знаменитого механика и изобретателя, жившего в
конце
III
в. до н. ╗. Ему приннадлежит обширное сочинение из 9 книг по античной механнике.
По мнению других, книга о семи чудесах написана не ранее-IV
в, н. э., автор ееЧнеизвестный оратор, а сочиннение его не что иное, как
упражнение в красноречии. Действительно, многие описания Филона полны
неумереннных похвал и явно отдают риторикой. Однако внимательнное изучение тех
факт в, которые Филон приводит в раснсказе о создании Колосса Родосского,
позволило некотонрым ученым настаивать на том что это сочинение написано
человеком, хорошо разбирающимся в сложных технических вопросах. Его интересует и
методах установки гигантской статуи и ее опора. Рассказ Филона о Конлоссе
Родосском послужил материалом для остроумной гипотезы о технике создания этой
гигантской статуи.6
Чудеса древности были необычайно популярны у сонвременников. О них писали ученые
ч и собиратели достонпримечательностей. Их воспевали поэты и заучивали ученники
в школах.
Среди папирусов, найденных в Египте, ученые обнарунжили любопытный документ.
Прочесть его из-за многончисленных повреждений удалось не сразу. Когда же,
наконнец, разобрали сохранившуюся часть текста, то оказалось, что этот документ
представляет собой своеобразное учебнное пособие. Он дает нам возможность
ознакомиться с тем, что заучивали школьники, жившие в древнем Египте 22 века назад. Школьникам полагалось знать имена знаменитых законодателей (в их числе упоминается уже знакомый нам Солон Афинский), живописцев, скульпторов, архитекторов (среди них названы создатели храма Артемиды и Галикарнасского мавзолея), а также изобретателей. Далее следуют самые большие острова, горы, реки и, что для нас особенно интересно, Ч семь чундес. К сожалению, эта часть рукописи очень плохо сохраннилась. Среди перечисленных чудес можно разобрать только храм Артемиды в Эфесе, пирамиды и гробницу Мавсола в Галикарнассе.
Чаше других к числу семи чудес древние авторы отнонсили египетские пирамиды,
висячие сады Вавилона, храм Артемиды в Эфесе, статую Зевса Олимпийского,
мавзонлей в Галикарнассе, Колосс о. Родос и Александрийский маяк. Именно эти
произведения древних архитекторов и скульпторов принято считать семью чудесами
света.
Из них до настоящего времени сохранились только пинрамиды. Все остальные были
разрушены. Много труда пришлось приложить ученым разных стран, для того чтобы
восстановить внешний облик исчезнувших памятнников и технику их изготовления.
Были тщательно изунчены все описания чудес, встречающиеся в трудах античнных
авторов. Большую помощь оказали материалы археонлогических раскопок, пополнившие
наши представления о Галикарнасском мавзолее и храме Артемиды.
Каждому из семи чудес в книге посвящена. специальнная глава, в которой
рассказывается об истории возникнновения памятника, о том, как сложилась его
судьба. Подробно изложены также те сведения, которыми мы располагаем о
производственном процессе, технических приемах, .использованных при создании
знаменитых произведении древнего искусства. Знакомство с семью чудесами позволяет представить себе, какого высокого уровня мастерства достигли архинтекторы и скульпторы, жившие много зеков назад. |