Всем
известно, как
много
интересных,
порою поразинтельных
научных
открытий
сделали
ученые на
древней
египетской
земле Массу
чудесных
находок дали
ее гробнницы
и храмы. Hо
самым
большим
чудом Египта,
поранжавшим
людей еще в
древности,
были
пирамиды Ч
эти
удивительные
искусственны
горы Ч
гробницы
древних
египетских
парей. Путешественникам,
плывшим по
желтым водам
Нила, всегда
бросалась в
глаза резкая
грань там, где
Нильскую
долину с ее
зелеными
полями и
финиковыми
рощами сменняют
горячие
пески
мертвой
Ливийской
пустыни. Еще
дальше на
западе видны
удивительные
горы. Они
правильной
формы и
тянутся на
десятки
километров Ч
от
современного
города Каира
до Фаюмского
оазиса.
Это Ч
пирамиды.
Они словно
вырастают из
песков
пустыни Ч
колоссальнные,
величественные,
подавляющие
человека
необычайными
размерами и
строгостью
очертаний.
Стоя у
подножия
пирамиды,
трудно себе
представить,
что эти
огромные
каменные
горы созданы
руками людей.
А между тем
они были
действительно
сложены на
отдельных
каменных
глыб, как в
наше время
дети
складывают
пирамиды из
кубиков.
Тысячи рук
рабов и .подвластных
фараону
египтян были
заняты
тяжелым и
бесполезным
трудом Ч
созданием
огромной
каменной
горы, которая
должна была
скрыть в
своих недрах
мертвое тело
египетского
царя.
Созданием
вечной
усыпальницы
фараон
обеспечивал
своему
бессмертному
духу вечное
жилище. Первым
из
египетских
царей,
воздвигнувшим
над своей
гробницей
пирамиду, был
фараон
Джосер. Эта
самая
древняя
пирамида
Египта
состоит из
шести
огромных стунпеней.
До постройки
первой
пирамиды в
Египте
воздвигались
гробницы с
массивной
прямоугольной
надземной
частью,
сложенной из камня.
По форме они
напоминают
арабские
скамейки Ч
цастабы Ч и
под этим
названием и
вошли в науку.
Пирамида
Джосера по
существу
представнляла
собой шесть
таких
масштаб,
поставленных
одна на
друнгую,
уменьшавшихся
кверху.
Создание
первого в
мире
каменного
сооружения
таких
значительных
размеров (вынсота
около 60 м)
приписывается
Имхотепу Ч
замечательному
ученому Чмедику,
математику и
архитектору,
бывшему
везирем царя
Джосера.
Слава
Имхотепа
была столь
велика, что
уже через
несколько
столетии его
имя было
окружено
легендами. От
более
позднего
времени
сохранинлись
статуэтки,
изображающие
этого
замечательного
зоднчего. По-видимому,
сам фараон
Джосер был
настолько
доволен
построенной
Имхотепом
небывалой
еще усыпальнницей,
что разрешил
высечь имя
архитектора
на цоколе
своей статуи
Ч честь,
совершенно
неслыханная
в древнем
Египте. При
раскопках
заупокойного
храма,
находившегося
возле
пирамиды
Джосера,
ученые нашли
обломки н
скольнких
статуй
фараона и
среди них
пьедестал, на
котором было
написано имя
Имхотепа. Раскопки
возле
пирамиды
Джосера
открыли
целый лгонрод
мертвых╗,
окружавший
усыпальницу
фараона.
Вокруг были
построены
мастабыЧ
гробницы
членов
царском
семьи и
приближенных
к фараону
вельмож.
Здесь же
находился и
заупокойный
храм, где
совершались
жертвонприношения
в честь
умершего
фараона. При -
раскопках
храма
археологами
был открыт
зал,
украшенный
самыми
древними в
мире
колоннами.
Правда, это
были еще не
обычнные
круглые
колонны, они
лишь
наполовину
выступали из
стен, но
Имхотеп
задолго до
греческих
архитекторов
созндал
прообраз
строгой и
стройной
дорийской
колоннады.
Заупокойный
храм и
пирамида
были
обнесены
стеной из
белого
известняка и,
по замыслу
архитектора,
составнляли
единый
архитектурный
ансамбль.
Пространство
возле
пирамиды
было
тщательно
изунчено
археологами
еще в начале
нашего века,
Однако егинпетский
ученый
Мохаммед
Гомейм
обратил
внимание на
одну из
террас юго-восточнее
пирамиды
Джосера. Тщантельный
осмотр,
произведенный
Гонеймом,
обнаружил
остатки
каменных
стен, осколки
обработанного
известняка и
алебастра.
Гонейм
решил
произвести
раскопки.
Работы
искрыли
остатки
кладки из
больших
неотесанных
камней. Это
был
фундамент
массивной
ограды, такой
же, какая в
свое время
окружала и
пирамиду
Джосера. Верх
этой осады
был разобран
еще в
древности.
Потом
открылась
под толстым слоем
песка и щебня
хорошо
сохранившаяся
часть oграды Ч
рабочие
назвали ее
Белой стеной.
Она была венликолепнаЧоблицована
белым
шлифованным
известняком
украшена
нарядными
выступами.
Несомненно,
стена
ограждала
пирамиду. Но
где же следы
самой
гробницы,
столь же
древней, как
до сих пор
единственная
в своем роде
пирамида
Джосера? Гонейм
решил искать
остатки
пирамиды в
центре учанстка
и оказался
прав. Из-под
многометровой
толщи песка,
щебня и
строительного
мусора
появилась
нижняя
массивнная
ступень
древней
гробницы.
Высота
ступени
равнянлась 7м.
Гонейм
определил,
что эта
пирамида
должна была
иметь семь
ступеней!
Следовательно,
она быка на
одну ступень
выше
прославленной
пирамиды
Джосера. Вынсота
открытой
пирамиды
должна была
достигать 70 м.
Но если
остатки
пирамиды
были
погребены
под глубоким слоем
песка, значит,
и само
захоронение
цело. Надо
было его
искать. Возле
нижней
ступени
пирамиды был .обнарунжен
ход.
вырубленный
а скале. Это
был длинный
коридор с
разветвлениями. В
части
галерея были
найдены вещи,
которые
только
увеличивали
интерес к
центральному
погребению,
доказынвая,
что гробница
в древности
не была
ограблена.
Гонейм нашел
множество
каменных и
глиняных
сосудов,
золотые
украшения,
коробочку
для
притираний,
сделанную из
зонлота,
большое
количество
прекрасных
чаш из
порфира. Но
самой ценной
находкой
были печати
на маленьких
сосудах из
темно-красной
глины. На
печатях
Гонейм прончел
имя Сехемхет,
что означало
лмогучий
телом╗ Ч это
было
неизвестное
до сих пор имя
фараона
одной из древннейших
династий.
Интерес к
неведомому
владыке,
погренбенному
в пирамиде,
возрос еще
больше.
Египетские
ганзеты были
полны
статьями с
загадочными
и сенсационнными
заголовками
вроде: лСияние
золота из
гробницы
фараона╗ или лЗолотые
россыпи
недостроенной
пиранмиды╗.
Все с
нетерпением
следили за
ходом работ. После
долгих
поисков,
многих
разочарований,
с больншим
риском (несколько
раз камни
обваливались
в подземнных
ходах)
ученому
удалось
проникнуть в
усыпальницу. В
незаконченном,
наспех
вырубленном
центральном
зале (строительный
мусор не был
убрав, а его
только вынгребли
в соседние
галереи)
стоял
великолепный
алебастнровый
саркофаг.
Когда
археолог
внимательно
осмотрел
саркофаг, он
был поражен Ч
крышки у
саркофага не
было.
Высеченный
из цельной
глыбы
алебастра, он
был закрыт с
торцовой
стороны
дверцей,
которая
опускалась и
подннималась
в пазах. С
волнением
Генейм
убедился в
том. lie, после
того как
саркофаг был
поставлен в
усыпальнницу,
к нему никто
не
прикасался Ч
сверху был
положен
погребальный
венок из
истлевших
цветов и трав,
вернее то, что
осталось от
погребального
венка,
возложенного
на сарнкофаг 4700
лет назад. В
день,
назначенный,
для открытия
саркофага
неизвенстного
доныне
фараона/подземный
склеп
заполнила
толпа ученых-египтологов,
фото- и
кинорепортеров,
журналистов.
Затаив
дыхание,
собравшиеся
следили за
тем, как рабончие
приступили к
подъему
тяжелой
алебастровой
дверцы. В
глубоком
молчании
саркофаг
открыли. Он
был пуст.
Потрясенный
Гонейм
тщательно
осмотрел
саркофаг. На
его стенках
были только
следы,
оставленные
инструментами,
с помощью
которых
мастера
высверливали
и выдалблинвали
внутренность
саркофага.
Никогда и
никто не был
понгребен в
этой
великолепной
гробнице.
Щебень и
строинтельный
мусор,
неубранные
из галерей и
переходов,
незанконченный
вид самой
усыпальницы,
недостроенная
пиранмида,
пустой
саркофаг-Чвсе
это
представляло
загадку
для
египтологов.
Тайну
недостроенной
пирамиды
было трудно
разгандать.
Может быть,
фараон, для
которого
предназначалась
гробница,
неожиданно
умер, а его
преемник не
счел нужнным
продолжать
строительство.
Может быть,
произошли
еще какие-либо
важные
события,
неизвестные
нам (как ненизвестным
до
последнего
времени было
имя самого
царя
Сехемхета),
которые
вынудили
фараона
внезапно
прервать
строительство
пирамиде.
Тайна
остается
тайной. Но за-*
гадки,
возникшие
перед
учеными, рано
или поздно
разреншаются
ими. Так было
и со многими
другими
памятнинками,
открытыми на
Древней
египетской
земле. Многое
было неясным
и в самой
большой
пирамиде,
построенной
фараоном
Хуфу (или по-гречески
Хеопсом}, ,
жившим в XXVIII в. до н. э. Почти
пять тысяч
лет стоит, эта
огромная
пирамида.
Высота ее
достигала 147 м (сейчас
из-за обвала
вершины ее г
кота равна 137 м),
а каждая -з
сторон по
длине
составляет 235
м. Для того
чтобы обойти
пирамиду
Хуфу кругом,
нужно пройти
около
километра.
Вплоть до
конца XIX в.
пирамида
Хуфу
являлась
самым
высоким
соорунжением
на земле.7 Ее
грандиозные
размеры
поражали
всех, кто был
в Египте.
Недаром
первые
русские4
путешенственники,
попавшие в
Египет,
называли
пирамиды лрункотворными
горами╗.
Ученые
подсчитали,
что пирамида
Хуфу была слонжена
из 230С 000
огромных
глыб
известняка,
гладко отншлифованных,
причем
каждая из
этих глыб
весила
больше двух
тонн.
Тщательно
отесанные и
отшлифованные
известняковые
глыбы были
столь
мастерски
пригнаны
одна к другой,
что в щель
между двумя
камнями
невозможно
просунуть
лезвие ножа.
Камни
плотно
примыкали
один к
другому и
держались
собственной
тяжестью.
Точность
работы
каменотесов
и
шлифовальщиков
достойна
удивления,
особенно ее \и
преднставить
себе, что
древние
ремесленники,
создавшие
такие
грандиозные
памятники
человеческого
труда,
пользовались
еще
каменными
орудиями. В
каменоломнях
на пранвом
берегу Нила,
недалеко от
Древней
столицы
Египта
Мемфиса,
тысячи
рабочих
добывали
камень .для понстройки
пирамиды. По
обозначенным
на
известняковой
, скале
границам
каменного
блока
рабочие
выдалбливали
в камне
глубокие
борозды. Эта
работа
отнимала
много сил :г
труда.
Выдолбив
углубления в
борозде,
рабочие занбивали
в них клинья
из сухого дер
п и поливали
их водой.
Мокрое
дерево
начинало
разбухать,
трещина
увеличинвалась,
к глыба
откалывалась
от скалы.
Отколотый
камень /
вытаскивали
из шахт
каменоломен
с помощью
толстых каннатов,
сплетенных
из папируса (такие
канаты были
найндены в
древних
каменоломнях).
Известняковые
глыбы зантем
отесывались
специалистами-каменотесами
здесь же на
месте.
Каменотесы
работали с
помощью
целого
набора иннструментов,
изготовленных
из дерева,
камня и меди.
Этот труд,
конечно, был
более легким,
чем работа по
добыванию
камня, но и
тут
приходилось
от зари до
зари
трудиться
под палящим
солнцем. В
известном
поучении
древнеегипетского
писца Ахтоя, в
котором он
рассказывает
своему сыну
Пиопи о
различных
профессиях,
говорится: лКаменотес
ищет работу
по всякому
твердому
камню, когда
же он кончает,
руки его
опускаются,
он утомлен. И
так сидят он
до сумерек,
колени его и
спина его согннуты╗.
Это поучение
было
написано
писцом,
жившим в
эпоху
Среднего
царства.8 А
пирамиды
были
построены за
много веков
до этого, и
вряд ли труд
каменотеса
того времени
был более
легким, чем во
времена
писца Ахтоя. Блоки
белого
облицовочного
известняка
на ладьях пенревозили
на другой
берег Нила. К
месту
постройки их
подвозили,
погрузив на
специальные
деревянные
салазки.
Древнегреческий
историк
Геродот,
посетивший
Египет в V
в. до н. э., был
первым
ученым,
который
подробно сообщил
собранные им
сведения о
пирамидах.
Труд Герондота
представлял
собой
обширное
повествование,
состоянщее
из девяти
книг, в одной
из которых он
описывал
свое
путешествие
в Египет.
Первая глава
прославленной
лИстонрии╗
Геродота, начиналась
словами:
лНижеследующие
изыскания
Геродот
Ггликарнасец
представляет
для того,
чтобы от
времени не
изгладились
из нашей
памяти деянния
людей,
а также,
чтобы
не были
бесславно
забыты
огромные и
удивления
достойные
сооружения,
исполненные
частью
эллинами,
частью
варварами╗. Геродот
добросонвестно
и
обстоятельно
записал
рассказы
египтян г том,
как
создавались
пирамиды.
Одна только
дорога, по
которой
доставляли
камни из
каменоломен
к мес.у, где
воздвиганлась
пирамида,
строилась
около десяти
лет. Сама эта
донрога,
широкая,
выложенная
по бокам,
шлифованным
камннем,
украшенным
различными
изображениями,
по словам
Геродота,
была
удивительным
сооружением.
После
каменотесов
лицевую
сторону
облицовочного
камня
обрабатывали
шлифовальщики.
Они работали
с понмощью
шлифовального
камня, воды и
песка. В
результате
длительной
обработки
поверхность
плиты
становилась
гладкой и
блестящей.
После- этого
камни
считались
готонвыми для
постройки.
На
известняковой
скале,
расчищенной
от песка,
гравия и
камня*,
строители
возводили
громаду
пирамиды,
укладынвая
блоки
гигантскими
ступенями.
Среди этих
блоков, по
словам
Геродота, ве
было ни
одного,
который не
достингал бы 9м.
По рассказу
Геродота, для
того, чтоб л
втащить
наверх
каменные
глыбы,
строилась
наклонная
насыпь.
Впонследствии
ее
разравнивали.
По ней
строители,
подгоняв1 мне
палками
надсмотрщиков,
тянули
на канатах
тяженлые
камни,
которые с
помощью
деревянного
рычага устаннавливали
на место.
Сколько
людей
погибало под
тяжестью
сорвавшейся
каменной
глыбы,
сколько
было искалечено
при укладке
камней,
сколько
умирало
от непосильного
труда здесь
же, у
недостроенных
еще стен
пирамиды! И
это в течение
долгих
двадцати лет.
Когда кладка
пинрамиды
была
закончена, ее
ступени
закладывались
облицовочными
блоками. Их
привозили
из
каменоломен,
нанходившихся
в Верхнем
Египте, возле
Асвана. По
уступам
пирамиды
облицовочные
Олоки
поднимали
наверх и укландывали
их сверху
вниз. Затем их
полировали.
Под лучами южного
солнца они
сияли
ослепительным
блеском на
фоне
безоблачного
египетского
неба.
Геродот
рассказывает,
что
постройка
пирамиды
Хуфу длилась
около
двадцати лет.
Через каждые
три месяца меннялись
рабочие,
число
которых
достигало 100 000
человек.
Плети
надсмотрщиков,
изнурительный
зной,
нечеловеченский
труд делали
свое дело.
Ведь никаких
машин для подннятия
двухтонных
известняковых
глыб не было.
Все деланлось
только с
помощью
жичой
человеческой
силы. Даже
если принять
во внимание,
что Геродот
допустил ряд
явнных
преувеличений
и
неточностей,
то все равно
приведеннные
им цифры дают
представление
о
грандиозном
размахе
работ,
предпринятых
Хеопсом для
создания
колоссальнной
усыпальницы.
В этом же
рассказе
Геродот
упоминает о
надписи,
сделанной на
пирамиде, в
которой
указывалась
сумма,
издержанная
на лук, чеснок
и редьку для
рабочих. Она
равнялась 1600
талантам.9 лЕсли
же это
действительно
так, Ч
восклицает
Геродот, Ч то
сколько же
должно быть
издержано на
железные
орудия для
работы, на
пищу и одежду
рабочих?╗.
Все
погребальное
сооружение
представляло
собою почти
сплошную
каменную
кладку. Вход в
пирамиду
всегда
находился на
северной ее
грани, на
высоте около
14 м от земли.
Внутри
пирамиды
было
несколько
камер, из
которых
только две
были
погребальными.
Одна, нижнняя,
как
предполагают
ученые,
предназначалась
для сунпруги
царя. Вторая,
несколько
больших
размеров (10.6X5.7 м)╗
находившаяся
на высоте 42.5 и
от оснонвания
пирамиды,
служила
усыпальницей
самого
фараона. В ней
стоял
саркофаг из
красного
полированного
гранита. Над
погребальной
камерой царя
одна над
другой распонложены
пять глухих
камер,
предназначенных,
по-видинмому,
для
распределения
давления над
камерой. В
толще
пирамиды
проложено
несколько
узких и
длинных
ходов,
ведущих в
камеры,
находящиеся
внутри
пирамиды, и в
канмер),
вырытую под
ее
основанием.
Учеными были
пронслежены
также и две
вентиляционные
щели,
пронизывавншие
толщу
каменной
кладки и
шедшие из
камеры
самого
Хеопса. При
расчистке
поверхности
пирамиды на
многих
блоках были
обнаружены
пометки,
сделанные
красной
краской и
содержавшие
имя фараона
Хуфу. Части
древней
облицовки
были открыть,
археологами
при
расчистке
нижнней части
пирамиды,
занесенной
песком.
Притеска
облинцовочных
камней была
так
совершенна,
что
невозможно
было сразу
определить
места их
соединения. А
при
фотографировании
этой
облицовки
исследователям
пришлось
специально
обвести .краской
швы, где
смыкались
боки. Можно
смело
сказать, что
ни один из
царей,
правивших
после Хуфу, не
смог
превзойти
его гробницу
по размерам к
величию, но
имя фараона,
который
решил
прославить
себя
постройкой
небывалой по
великолепию
пирамиды, в.течение
многих
столетий
была
ненавистно
населению
Египта.
Второй по
величине
после
гробницы
Хуфу
считается
пирамида
фараона
Хафра (Хефрена).
Она на 8 м ниже,
но зато менее
разрушена.
Верх Мфамиды -
сохранил
часть
полированной
облицовки
Остальные
пирамиды
значинтельно
меньше, и
многие из них
сильно
разрушились. Вблизи от
пирамиды
Хафра
поднимается
из песка
пустыни
холм. Высота
его около 20 и,
длина около 60
м. Приблизившись
к холму,
путешественники-
видят
огромную
статую, -высеченную"
почти
целиком из
скалы. Это
знаменитый
большой
сфинкс Ч
фигура
лежащего
льва с
человеческой
головой. Лицо
его
потрескалось,
нос и под*
бородок
отбиты. Так
мусульмане
арабы
покалечили
ста* тую,
простоявшую
тысячелетия.
Арабы верили,
что в стантуях
древних
египетских
богов живут
злые духи, и
по- этому
старались
уничтожить
как можно
больше их
изображений.
С таким
гигантом, как
большой
сфинкс,
справиться
им .было не
под силу, но
изуродовали
они его
основательно. лОтец
ужаса╗ Ч так
называют
большого
сфинкса
жители
пустыни.
Наибольший
страх он
внушает им
ночью,
освещенный
яркой луной,
когда глубокие
тени придают
eго
черта особую
выразительность. Кого
же
изображает
эта
колоссальная
статуя,
почему она
оказалась
пятаком
близком
соседстве с
пирамидами?
На голове
статуи
повязка,
которую
носили
только фанраоны.
.Ученые
считают, что
это статуя
фараона
Хафра,
которая
входила в ряд
сооружений,
связанных с
гробнинцей
фараона. В древнем
Египте не
всякий
смертный
имел право
приближаться
к пирамиде Ч
этому лвечному
горизонту╗,
за который лзашел╗
фараон (о
фараоне не
говорили, что
он умер, Ч он лзаходил╗
за горизонт,
подобно
солнцу;
египетские
цари
называли
себя
сыновьями
солнца). Для того
чтобы же (пошив
могли
почтить
память умерншего
фараона, не
оскорбляя
его величия,
на некотором
расстояний
от пирамиды
воздвигался
заупокойный
храм Ч нечто
вроде
приемной
залы
умершего
царя.
Массивные
прямоугольные
столбы""из
полированного
гранита
поддернживали
потолок.
Гранитные
стены и пол
здания были
тщательно
отполированы. Свет
падал из
небольших
отверстий,
пробитых в
верхнней
части стен, н
создавал
торжественный
полумрак, в контором
особенно
величественными
казались
темные
статуи
фараона Ч.владыки,
принимающего
почтительных
гостей. Х От
этого
торжественного
зала к
пирамиде вел
длинный
крытый
коридор. Его
стены и пол
также были
сделаны из
полированного
Гранита. По
этому
коридору в
пиранмиду
везли тело
фараона а
тяжелом
саркофаге из
ценного
камня.
Для
того чтобы
сохранить от
тления тело
царя, котонрое
было
обиталищем
его души (у
египтян она
называлась
Ка), его
бальзамировали.
Подробный
рассказ о
процессе
бальзамирования
нам сохранил
древнегреческий
писатель
Диодор,
живший в I в. н. э. У
Геродота . а
также
говорится о
бальзамировав
ж покойников.
Умершего
приносили в
понмещение
для
бальзамирования.
Труп клали на
пол на к нему
приближался
человек,
который
назывался
начер та
гелем знак л.
На левом- боку
тела он
намечал
чертой место,
где должен
был
проходить
разрез. Затем
подходил
другой
человек и
эфиопским
камнем ш
делал на
трупе разнрез,
после чего
обращался в
бегство, так
как по обычаю
в него с
проклятиями
бросали
камнями все
присутствующие.
Эти
проклятия
составляли
древний
религиозный
р*.4-уал,
связанный с
нанесением,
увечья
умершему.
После этого к
телу
приступали
непосредственно
бальзамировнщики.
Один
железными
крюками
через ноздри
извлекал из
черепа часть
мозга.
Оставшийся
мозг
растворяли
впрыскиванием
различных
сильных
снадобий.
Через рану в
боку
вынимались
внутренности,
которые
обмывались
пальмовым
вином и
благовонными
эссенциями.
Потом их
обматывали в
тонкую
льняную
материю и
вкладывали в
специальные
сосуды-канопы,
сделанные из
глины,
алебастра
или порфира.
Крышки каноп
были сделаны
в виде
различных
голов. В
канопу с
крышкой,
изображавшей
человеческую
голову,
складывали
желудок и
кишки, в канопe
с головой
шакала
лежали
легкие и
сердце, а
сосуд с
головой
кобчика
предназначался
для печени. В
это время
тело
умершего
сначала
натирали
кедровым
маслом и
промывали
внутри
пальмовый-
вином. Затем
на 40 дней
клали Хо в
специальный
щелочкой
раствор.
Потом снова
промывали
вином и
пропитывали
различными
ароматическими
юлами,
предохраняющими
от гниения.
Наполнив
внутренность
тела
ароматическими
веществами,
разрез зашинпи
и передавали
набальзамированный
труп
специальным
гевальщикам,
которые
украшали его.
Часто
золотили
ноги на руках
и ногах,
вставляли
глаза из
хрусталя или слоновой
кости. На
пальцы рук и
ног надевали
кольца
зарядив
таким
образом
умершего,
одевальщики
покрынли все
тело слоем
клея и
начинали
обматывать
его тоннами
льняными
бинтами.
Обертывали,
тщательно
обматы-1я, -пальцы
рук и ног и
все тело по
нескольку
раз, так го
длина этих
бинтов
составляла
несколько
сотен метров.
таким
образом
приготавливалась
мумия Ч
нетленное
оби-1лише для
духа Ка,
который
должен был
жить вечно.
Тот же
Диодор
рассказывает,
что когда
царь
египетский
умирал, на всю
страну .налагался
длительный
траур, ^одолжавшийся
семьдесят
два дня. Храмы
запирались,
жертв богам
не приносили,
никаких
торжеств не
справнили,
благовониями
не умащались.
Все эти дни
египтяне г
вкушали ни
мяса, ни вина,
ни мучной
пищи. Посыпав
голову
прахом, толпы
мужчин и
женщин
бродили по
городу с
жалобными
песнопениями,
в которых
прославлянясь
добродетели
умершего
фараона. В
день,
назначенный
для
погребения,
саркофаг с
набальзамированным
телом
Фараона
ставили на
особ"е
полозья,
украшенные
богатейший
резьбой и
росписью, и с
торжественными
церемониями
провожали в
последний
путь
умершего
владыку, сына
солнца╗,
ушедшего к
богам.
Саркофаг с
телом зря
помещали в
склепе
внутри
пирамиды,
гранитные
гены и
потолок
которого
были
тщательно
отполированы.
Родственники
фараона и
жрецы
заботились о
том, чтобы
умершему не
грозила
опасность в
загробном
мире, чтобы он
мог свободно
передвигаться
внутри своей
гробнице,
чтобы боги
приняли его
как равного.
Поэтому
часто стены
помещений
внутри
пирамид
испещрены
молитнвами и
заклинаниями.
Особенно
тщательному
заклятию
подвергались
двери,
которые вели
из одного
помещения в
другое или из
коридора в
камеру. В
пирамиде
фараона VI
династии11
Пепи возле
первой двери
написан
целый гимн,
где
утверждается,
что эти лдвери
неба╗ отнверзаются
только для
Пепи, но не
для кого-нибудь
друнгого.
Перед другой
дверью
написан
текст,
кончающийся
словами: лКогда
же приходит
Пепи со своим
Ка, дверь
должна
открываться.
Посвящена
эта пирамида
Пени и его Ка╗.
На стенах,
прилегающих
к дверям,
помещены
изображения
стражей
дверей Ч
павианов,
волков, львов,
и заклятия
против них и
злых демонов,
угрожающих
умерншему
фараону. Эта
тексты,
обнаруженные
в большом
количестве,
являются
одним из
самых
древнейших
произнведений
религиозной
литературы.
Ученые
назвали их по
месту
находки лтекстами
пирамид╗. Заботясь
о
безопасности
духа
умершего в
загробном
мире, его
родственники
не забывали и
о жизненно
необходимых,
вещах. 8
особых
помещениях,
хранились
драгонценности
и различные
предметы,
принадлежавшие
фанраону.
Ведь древние
египтяне
верили, что
умерший прондолжает
жить и после
смерти, что он
нуждается во
всех тех
вещах,
которые были
ему
необходимы
при жизни. И
великолепная
гробница
царя служила
ему домом, как
при жизни
домом был
роскошный
дворец,
В дни
праздников в
память
умершего
фараона
торженственная
процессия
направлялась
- к его
пирамиде, о
зале с
колслнами
перед
изображением
фараона, лвоссевшего
рядом с Ра╗, соьершались
моления и
приносились
жертвы. В эти
дни в лгороде
мертвых╗
возле
больших
пирамид било
шумно и
оживленно.
Гнали стада
жертвеннных
животных, шль
люди с
корзинами
даров,
цветами,
приношениями.
В
заупокойный
храм
допускались
лишь
родственники
царя,
приближенные
и жрецы.
Остальные
участники
процессии в
честь
умершего
фараона
оставались в
долине у
входа в
коридор,
ведший к
заупокойному
храму царя, и
ожидали
окончания
жертвоприношения.
К пирамиде Ч
освященному
месту
упокоения
фараона,
ставшего
божеством, Ч
простой
смертный - не
смел
приближаться.
Однако
богатства,
наполнявшие кладовые
Царской
усыпальницы,
были большим
соблазном
для
грабителей
Стронтелн
пирамид
предусмотрели и это.
Вход в склеп
закрывался
изнутри
тяжелым
замковым
камнем.
После окончания
погребальных
церемоний
из-под
камня
выбивались
подпоры и
вход в
центральный
покой
пирамиды
где стоял
великолепный
гранитный
саркофаг с
телом
фараона,
замыкался
навсегда. Такой
же огромный
камень,
спущенный
вниз по
наклонному
ходу в склеп,
закрывал ход
в коридор.
Колодец, по
которому
спускались
люди, после
того как ли
замурованы
все входы и
выходы,
засыпался.
Царская
могила была
недоступна
для людей и
демонов.
Фараон мог
мирно
покоиться под
стометровой
громадой
пирамиды.
нависшей над
сводчатым
склепом. Но
все
предосторожности
оказались
напрасными.
Царские
гробницы
были
ограблены
еще в
древности, и
до наших
дней сохранились
лишь пустые
залы
и сложные
переходы
внутри
пирамид. О
неслыханной
ценности сок
ронда, которые
таились
в царских
могилах,
можно
было только
догадываться
до тех
пор, пока
в 1922Ч1923
гг. была
открыта
знаменитая
гробница
царя XVIII
династии
Тутанхамона.
умершего
в XIV,
в. до
н. э. более , столетий
назад.
По счастливой
случайности
она не была
разграблена,
и вся
утварь,
которая
сопровождала
царя в его
загробную
жизнь,
предстала
перед
глазами
ученых. Несколько
комнат
окружало
центральное
помещение, е
стоял
саркофаг
молодого
царя,
умершего,
когда ему
было всего 18
лет. Все эти
кладовые
были забиты
массой вещей.
Здесь
находились
четыре
царских
колесницы,
окованные
золотом,
великолепные
царские ложа
с головами
зверей,
золотой трон,
на спинке
которого из
драгоценных
камней было
сделано
изображение
умершего
фараона и о
жены. В
чудесных
сосудах из
прозрачного
алебастра
хранились
душистые
мази. В
деревянных
футлярах
нашли
жареных
гусей и
окорока Ч
пищу
молодого
царя в его
загробной
жизни.
Многочисленные
сундуки с
одеждами,
драгоценностями,
обувью,
сосудами
заполняли
кладовые. У
входа стояли
статуи
самого
фараона,
охраняющие
двери,
которые вели
в
центральное
помещение.
Когда дверь
была вскрыта,
ученые
увидели
сплошную
золотую
стену,
украшенную
плитками
бирюзового
цвета. Это был
огромнный
ящикЧсаркофаг,
занимавший
почти всю
комнату. С
одной стороны
ящика
имелись
дверцы,
запечатанные
печатью с
именем
Тутанхамона
и закрытые на
бронзовый
засов. Три
тысячи лет
прошло с тех
пор, как была
налонжена
печать
фараона на
эти дверцы, и
вот они снова
занскрипели,
но уже под
рукой
археолога.
Первый
футляр был
снят. Под ним
оказался
второй, столь
же богато
украшенный.
Простенки
между первым
и вторым
саркофангами
были также
заполнены
вещами. Здесь
лежали два
великолепных
золотых
опахала из
страусовых
перьев, занмечательные
алебастровые
сосуды и
множество
других
ценнейших
вещей. Третий
гроб был
сделан из
дорогого
резного
позолоченнного
дуба. Когда
сняли и его,
то под ним
оказался сарнкофаг
из розового
гранита
необычайной
красоты. Сняв
крышку,
ученые
увидели
золоченое
ложе, на
котором
находился
саркофаг в
форме
спеленатой
мумии. Он был
покрыт
листами
золота и
сверкал
драгоценными
камнями. Последний
футляр, в
котором
лежала мумия
фараона
Тутанхамона.
завернутая в
16 полотняных
пелен, был сденлан
из чистого
золота. На
лице мумии
была золотая
маска Ч
портрет
молодого
фараона. На
мумии нашли
огромное
количество
золотых
украшений Ч
ожерелий и
браслетов. На
ногах пыли
надеты
золотые
кованые санндалии,
пальцы рук и
ног
заключены в
золотые
футляры.
Сокровища,
найденные в
гробнице
молодого
царя, не имели
цены. А ведь
это было еще
не самое
богатое
погренбение
египетских
владык. Фараон
Тутанхамон
был
незначительным
правителем,
при нем
Египет не
достигал
особого
могущества и
богатнства.
Над его
могилой
пирамида не
была
воздвигнута.
В эту эпоху
фараонов
хоронили в
Долине царей,
в гробнинцах,
вырубленных
в скале. Какие же
несметные
богатства
должны были
заклюнчать в
себе
погребения
других, более
могущественных
властителей
Египта! Ведь
не случайно
вавилонский
царь писал
египетскому
фараону: *Брат
мой, золота з
твоей стране
столько же,
сколько
песка╗. И, вероятно,
недели и
месяцы "нужны
были, чтобы
разместить в
многочисленных
кладовых и
тайниках все бесценные дары,
сокровища
и жертвенные
приношения,
которые
причитались
могущественному
царю. Недаром
надписи,
встречающиеся
в пирамидах,
сравннивают
умершего
фараона с
самим богом
солнца Ра, вернховным
божеством
египтян. лЛетит он,
улетающий...
Летит он от
вас, о люди╗, Ч
гласит одна
из надписей. лНе
на земле он
больше, на
небе он... В
твоей ладье
гребет он, о
Ра, в твоей
ладье правит
он на небе, а
когда ты
выходишь из-за.
горизонта
восточного,
он плывет с
тобой в ладье
твоей, о Ра, о
Солнце!╗. Но хотя
тексты
пирамид
восхваляли
божественное
могущество
фараоне, хотя
мощные стены
пирамиды нандежно
укрывали
погребение
царя,
огромные
гранитные
саркофаги в
пирамидах
царей Хуфу и
Хафра пусты.
Еще в
древности
были
разрушены
Храмы при
пирамиде
Хафра.
Огромные
статуи
фараона
Хафра были
разбиты и броншены
в колодец,
откуда их
извлекли
археологи
при раснкопках.
Было ясно, что
не от времени
пострадали
эти
великолепные
статуи из
темного
твердого
камня. Они
были
намеренно
испорчены,
разбиты на
куски,
искалечены. Еще
Геродот,
собиравший
во время
своего
путешествия
по Египту
рассказы о
фараонахЧстроителях
пирамид,
писал о том,
что цари Хуфу
и Хафра,
воздвигшие
самые,
большие
пирамиды,
были и после
смерти
ненавистны
нанроду.
Рассказывали,
что народ,
доведенный
до отчаяния
непосильным
трудом,
поборами,
голодом и
нищетой, воснстал
и разорил
гробницы
этих двух
наиболее
беспощаднных
тиранов.
Мумии Хуфу и
Хафра были
выброшены. Из
их
великолепных
гробниц и
растерзаны
на куски. Стантуи,
увековечивавшие
память этих
жестоких
угнетателей,
возмущенный
народ
разбивал
везде, где
только они
встренчались.
А
ненавистные
имена Хуфу и
Хафра в
течение
многих
столетий
были преданы
забвению,
народ
избегал
называть их. Легко
представить
себе, в какое
грандиозное
восстание
вылилось
отчаяние
народа, в
течение
десятков лет
изннывавшего
на постройке
огромной
пирамиды
Хуфу. Об
этом
восстании до
нашего
времени
дошли
смутные
предания. Но
папирусы,
рассказывающие
о
выступлениях
египетских
бедняков в
более
поздние
времена,
говорят, что
египетский
народ не был
смиренным
страдальцем.
Он пытался
защитить
свою свободу
от произвола
богачей. Папирусы
неоднократно
упоминали о
народных
волненниях,
когда
выведенный
из терпения
деспотизмом
фараона,
жрецов и
богачей
народ брался
за оружие.
Восставали
каменотесы и
камнерезы,
истощенные
непосильным
трундом.
Поднимались
ремесленники
и крестьяне. К
ним принсоединялись
рабы,
работавшие в.
каменоломнях,
на оронсительных
каналах и
плотинах. Они
громили
богатые
поместья,
храмы,
убивали
угнетателей,
истребляли
самую память
о них,
запечатленную
в статуях,
гробницах,
заупонкойных
храмах. лБогач
засыпает
голодным, а те,
кто прежде
выпрашинвал
его опивки, те
пьют крепкое
вино..., у кого
не было хлеба,
имеет теперь
амбары...╗,Ч так
говорится в
одном из
папирусов,
который
называется лЖалоба
Ипувера╗. лЗемля
повернулась,
как круг
гончарный:
ничтожные
владеют
сокровищами...
Знатные
полны жалоб, а
нинчтожные
полны
радости╗, - с
ужасом
повествовал
жрец Ипувер. По-видимому,
восставшему
народу
удалось на
время
захватить в
свои руки
часть
богатств
знати, землю,
скот, житницы.
Эксплуататоров
заставили
трудиться на
самых
тяжелых и
унизительных
работах.
Гражданская
война
разгорелась
в Египте. Но
из тех "же
папирусов
ученые
узнали, что
вновь был
восстановлен
прежний
порядок,
когда, по
словам
Ипувера, лруки
людей станут
строить
пирамиды,
рыть пруды,
сажать рощи
деревьев для
богов; хорошо,
когда
знатные люди
стоят, одетые
в тонкое
платье, и
смотрят на
ликонвание в
доме их...╗. Этими
людьми, руки
которых
должны были
снова
строить
пирамиды,
являлись все
те же
египетские
бедняки Ч
ремесленники,
земледельцы,
рабы. На них
снова лег'
беспощадный
гнет налогов,
повинностей,
изнурительнных
и тяжелых
работ. Во
время
восстания и
гражданской
войны не
строились
храмы, .царские
усыпальницы
и гробницы
знати. Но
когда
наступило
успокоение,
фараоны и
знать стали
вновь возндвигать
пышные
погребальные
сооружения. В
Египте даже
самый
знатный
человек не
смёл,
помышлять о
постройке
такого
погребального
сооружения,
как пирамида.
Только
фараон, сын
Солнца,- мог
иметь такую
грандиозную
гробницу.
Усыпальницы
знатнных
египтян либо
вырубались в
скале, либо
строились из камня
или кирпича. Это были
невысокие
прямоугольные
сооружени,
построенные
над склепом.
Гробницы
египетской
знати
обычно
теснятся
вокруг
пирамид,
словно
вельможи и
после смерти
хотели быть
поближе к
фараону. В этих
гробницах-маста6ах
обычно было
несколько
помещений. В
главном
находился
саркофаг с
телом
умершего. В
одной из
комнат были
сложены вещи,
принадлежащие
хозяину
гробницы. В
маленьком
помещении
обычно
стояла
статуя
умершего.
Стены мастаб
украшены
росписью или
раскрашенными
рельефами.
Краски
росписей
поражают
своей
яркостью и
свежестью.
Живопись и
тонкость
рисунка были
удивительны.
А ведь
египетские
художники
работали с
помощью
довольно грубых
кистей,
сделанных из
кусков
волокнистого
дерева. С
одного конца
такой кусок разбивали
камнем до тех
пер, пока он
не
размачивался
образуя
грубую
бахрому. Вот
такими
примитивными
кистями (несколько
кистей с
остатками
красок
найдено в
гробницах)
художники
создавали
изящные,
живописные
изображения,
украшавшие
стены
гробниц. Здесь
можно
увидеть
сиены
повседневной
жизни жатву,
посев,
ремесленников
и
земледельцев
за работой, ту,
катание по
Нилу на лодке,
танцы
девушек,
пляску нов.
Простые люди,
трудолюбивые
и
талантливые
Ч такими были
египетские
труженики,
изображенные
за своими
обычными
занятиями. И
не вельможи Ч
владельцы
богатых,
украшенных
росписями
мастаб,
которые
хвастливо
перечисляли
заслуги
перед
фараоном,
обессмертили
себя
постройкой
этих гробниц,
а скромные
труженики,
имена
которых не
названы в
надписях. Это
они выращивали замечательные
- урожаи
Нильской
долины.
Они строили
оросительные каналы
и плотины,
они высекали
великолепные статуи,
воздвигали прекрасные
храмы,
украшали
стены
здания
замечательными рельефами,
полными
жизненной
правды.
И в этих
картинах
повседневной
жизни они
увековечили
себя, свой незаметный
труд, без
которого не
могла бы
существовать
тысячелетняя
культура
Египта.
Сами того
не зная, они
сохранили
до наших
дней на
каменных
страницах
рассказы о
своей
тяжелой
трудовой
жизни, о
подневольном
существовании
одних
и благоденствии
других, о
своих
горестях,
забавах а
развлечениях. ПирамидыЧэто
первое из
семи чудес
древнего
мира Ч не
только
память
о
бессмысленном
и жестоком
насилии над
человеческим
трудом и
жизнями
сочен тысяч
людей. Это не
только
свидетельство
полного
порабощения
народа
деспотической
властью
Фараона. Ведь
пирамидыЧэто
замечательный
памятник
архитектуры
древнего
Египта. Это
свидетельство
высокого
инженерного
искусства
египтян, пять
тысяч лет
назад
создавших
такие
грондиозные
сооружения
на заре
человеческой
культуры. Арабский
питатель,
жегший
в XIII
в.. сказал:
лВсё на земле
боится
времени, но
время боится
пирамид╗. И пирамиды сквозь тысячелетия донесли до наших дней память о замечательных строителях древнего Египта, на крови и костях которых были воздвигнуты эти величественные каменные громады, вызывающие удивление и восхищение всех, кто когда либо видел. Пирамиды сденлали бессмертными. не фараонов, а тот народ, чьими искусными и трудолюбивыми руками, камень за камнем были сложены эти лрукотворные горы╗.
|