Последний день 1869 г. принес археологической экспедиции Британского музея долгожданную удачу. Почти семь лет экспединция, руководимая английским инженером Вудом, вела раскопки в Малой Азии, на месте древнего Эфеса. За это время Вуд открыл немало интересного. Ему удалось обнанружить театр и здание библиотеки. Но только в канун нового 1870 г. к английской экспедиции пришел настоянщий успех. После длительных поисков Вуд, наконец, наншел первые следы знаменитого храма Артемиды Эфесской. Святилище Артемиды Ч Артемисион Ч было главной достопримечательностью древнего Эфеса, богатейшего торгонвого центра древней Греции.

В жизни древних греков храмы играли очень большую роль. Они были центрами почитания самых популярных божеств. Храм был также священной кладовой, кассой и банком. Здесь хранились государственные деньги, наибонлее ценные статуи, картины, принадлежавшие не только городу, но и отдельным гражданам. Ограбление святилища считалось ужасным преступлением и жестоко каранлось, поэтому многие граждане предпочитали помещать свои ценности в стенах храмов. Храм служил также архинвом греческого города. Здесь выставляли каменные плиты, на которых были выбиты различные законы и постановнления. Например, в святилище Аполлона в Милете важнейшие плиты с декретами, были вставлены между колонннами. Много каменных плит находилось в ограде храма. Всю стену самого храмового здания покрывали списки иностранцев, которым Милет даровал право гражданства. Менее важные документы хранились во внутренних поменщениях.

   Возведение храма было делом всех граждан каждого греческого города. Красота и великолепие храмов, по мнению греков, ярче всего свидетельствовали о богатстве и силе государства.  Неудивительно поэтому,  что греческая архитектура    развивалась,   прежде   всего,  как   архитектура

храмовая, а  греческие  архитекторы  достигли  наивысших успехов  в строительстве святилищ многочисленных богов.

   Предки величественных храмов, в сооружении которых греческие архитекторы  не  имели  себе  равных,  были  некогда скромными и незамысловатыми постройками. Храмовые                                                                             

      сооружения  в  Греции возникли не раньше VIII  в. н.э. Прежде местами поклонения богов были вершины гор, пещеры, деревья, источники. Древние греки полагали, что там обитает божество, и потому эти места считались священными. В роще додоны--в Эпире, на севере Эллады исторические времена почитался священный дуб Зевса. По шелесту листьев жрецы толковали людям волю верховного божества. В священных рощах, в пещерах греки воздвигали алтари.  Здесь они приносили жертвы  своим богам,   которых   лишь   со   временем   стали представлять в  образе  прекрасных  и  могучих   людей.   С  появлением статуй богов, изображенных в виде человеческих существ, возникло представление    о том. что для статуи бога необходимо настоящее жилище. Первое помещение, которое грек   мог  предоставить   божеству,   был   его   собственный скромный  дом.   Древнейшие  храмы   представляли   собой простые деревянные постройки с очагом внутри я отвернстием в крыше для выхода дыма.

   Частные дома греков были скромны и незатейливы. Но жилища богов строили все богаче и пышнее. Прежде всего, из храма убрали очаг. Он не подходил к торжественнной обстановке. Очаг заменили алтарем. Но вскоре и алнтарь перенесли за пределы святилища и поставили его под открытым небом.

   Затем понадобилось помещение для хранения храмовой утвари Ч сосудов,    одеяний,    запасов благовоний и т. д. Для этого в задней части храма отгородили поперечной перегородкой небольшое помещение Ч опистодом (лописто╗ означает по-гречески лпозади╗). Вторая поперечная перегородка    отделяла    небольшие   сени    в    передней    части  пронаос, где также хранилось имущество, принадлежавшее храму.  Из  ceней  можно было попасть  в  центральную часть здания Ч наос, или целлу. Здесь всегда царил полумрак Ч окон  в  храме  не было, и  свет падал  из дверей.  Когда  двери  храма открывали,  лучи солнца   освещали   статую   божества.  Она   занимала   центральное место в целле.

    В древнейших храмах для поддержки крыши и потолка служили внутренние колонны. Они располагались в один ряд по центру, и делил храм надвое. Когда размеры храма увеличились, понадобились два ряда колонн, котонрые делили храм на три части.

   Увеличились размеры храма, изменился и его внешний облик.

   Греческие храмы были обнесены колоннами. Вначале переднюю часть святилища Ч фасад Ч украшали двумя колонками. Это Ч простейший храм, который встречается в Греции с древнейших времен. Его называют храмом в антах

   Затем на фасадной стороне появилось несколько конлоннЧчетыре,   пять  и   больше.  Такой   храм  назывался простиль. Когда ряд колонн появился и на тыльной стонроне, храм, украшенный колоннами с двух сторон, назвали амфипростиль (ламфи╗ по-гречески означает лс обеих стонрон╗).  Наконец,  колонны  окружили  и боковые стороны святилища. Так появился самый распространенный в Гренции вид храма Ч периптер, что означает лсо всех сторон окрыленный╗. В дальнейшем святилища обносили уже не одним, а двумя рядами колонн. Такие храмы назывались диптерами.  Колонны  шли  на  небольшом  расстоянии  от главного здания. На них опирались края крыши. Так вокруг главною здания возникла крытая галерея, в которой могли укрыться от непогоды и жарких солнечных лучей люди, пришедшие   на   поклонение   божеству.    Отодвинув   края крыши,   архитекторы    добились   того,   что  вода,  стекая с. крыши на землю, не портила центральное здание. Благондаря  этому  храмы,  построенные  из  дерева,  дольше  сонхранялись.

   В VII в. до н, в. греки начали строить святилища из мягкого камня. Именно тогда периптеры, окруженные со всех сторон множество; колонн, получают широкое распространение. Колонны служили опоре и тяжелых верхнних балок.

    Греческий храм состоял из следующих частей: основание, на котором располагалась колоннада, и само здание храма. Основание чаще всего делали ступенчатым, чтобы сделать   храм выше и величественнее. На колоннаде покоилось перекрытие Ч антаблемент.  В  нем  было три  части,  последовательно   одна   над   другой. Ч архитрав, фриз и карниз.                              

   Крыша храма была двускатной. Она устилалась черепицей глиняной, а впоследствии в наиболее богатых постройках -  мраморной. Между скатами крыши и карнизом антатаблемента      имелось      треугольное      полеЧфронтон, обычно его украшали скульптурой.

   В VII в. до н. э. в греческой архитектуре выделяются определенные виды архитектурных сооружений Ч ордера. Ордера отличаются друг от друга по соотношениям различных частей постройки. Самым ярким признаком каждого ордера служит форма колонны.

   Древнейшим архитектурным греческим ордером был дорийский. Многие черты дорийского ордера говорят о том, что первоначально дорийские xpaмы строились из дерева. Его колонны Ч прямые стержни, суживающиеся кверху, расположенные прямо на ступенчатом основании, Ч подобны стволам деревьев, которые служили колоннами в деревянных храмах. Дорийскую колонну покрывали неглубокие желобки Ч каннелюры. Верхняя часть ее             капинтель Ч состояла из выпуклого круглого утолщения, подушки. и толстой квадратной плиты.

    Другие черты деревянного сооружения, оставшиеся каменном здании, можно проследить в антаблементе Ч перекрытии. лежавшем прямо на колоннах. Самая нижняя часть антаблемента (архитрав) Ч гладкая каменная глыбаЧнапоминает могучую деревянную балку, служившую прежде основой перекрытия. На нее опирались концы потолочных балок.

   Над архитравом находился фриз. В дорийском храме он   состоял   из   чередующихся   прямоугольных   и  почти квадратных    досок.    Прямоугольные    доски   (триглифы) были  разделены   двумя   вертикальными   врезами   на  три части. В  деревянном храме они прикрывали концы потолочных балок, выступавших над перекрытием. Квадратные доски Ч метопы, украшенные скульптурой и  реже живописью, 'Хдеревянном храме нужны были для того, чтобы скрывать промежутки между потолочными балками. Когда здание храма стали строить из камня, метопы и триглифы утратили  свое  значение,  но  архитекторы  их  сохранили,  стремясь повторить в камне все особенности деревянного сооружения.

   Второй важнейший греческий ордер Ч ионийский Ч раньше всего возник в городах Малой Азии, в области Иония. Здесь архитекторы очень рано добились мастернства в строительстве мраморных храмов. Колонны ионийнского ордера устанавливались на особых подставках Ч базах. База Ч это невысокая каменная плита, лежащая на ступенчатом постаменте храма. Ионийская колонна стройннее и тоньше дорийской, меньше суживается кверху, а ее желобки Ч каннелюры Ч врезаны глубже.

   Место четырехугольной плиты в капители  ионийской колонны занимали два завитка Ч волюты; на них лежала тонкая плита, поверх которой располагался архитрав. В антаблементе ионийского ордера архитрав уже не ведая глыба. Он расчленен на три пояса. Фриз же, наоборот, утрачивает деление на метопы и триглифы. В ионийском ордере фриз Ч его непрерывная лента, украшенная рельефнными фигурами.

   Как и дорийские храмы, ионийские святилища окрашивались в красный и синий цвета; применялась и позонлота. Греческая дорийская архитектура отличается суронвым величием и простотой. Ионийские храмы Ч это стройнные, изящные постройки.

   Много ценных сведений об истории и технике строинтельного дела в древности собрано в книге римского архитектора I в. до н. э. Витрувия. Витрувий широко пользовался сочинениями греческих авторов. В своей книге римский архитектор обстоятельно рассказывает о возникнновении и особенностях греческих архитектурных ордеров. Если дорийскую колонну Витрувий уподобляет пропорнциям, крепости и красоте мужского тела, ионийскую Ч утонченности женщин, их украшениям и соразмерности, то коринфский ордер, по его словам, подражает девичьей стройности.

   Храмы коринфского ордера появились в конце V в. до н. э. О возникновении этого ордера Витрувий рассканзывает такую легенду. Однажды в Коринфе умерла молондая девушка. На ее могиле был поставлен памятник. Кормилица девушки, оплакивая свою воспитанницу, приннесла на могилу корзину с игрушками, которые девушка лю6ила при жизни. Корзину она поставила на памятник, придавив при этом стебель аканфа, выросшего на могиле.

Весной аканф пустил стебельки в листья. Придавленные тяжестью, они росли по краям корзины и обвили ее занвитками.

    Мимо памятника проходил архитектор Каллимах. Корнзина, окруженная молодыми зелеными листьям , принвлекла внимание Каллимаха. По атому образцу он сденлал капитель колонны нового, коринфского ордера. Конлонна коринфского ордера своими основными чертами напоминает ионийскую, но ее капитель действительно понходит на корзину, украшенную завитками и листьями аканфа.

   Коринфский ордер получил большое распространение позднее, у римских архитекторов. В VIЧV вв. до н. э. в Греции соперничали между собой дорийские и ионийнские храмы.

    В VIIЧ-VI вв. до н. э. среди других областей Греции  ведущее место занимала Иония. В богатых торговых городах Малой   Азия   пышно   расцвели   наука и искусство. Особенных  успехов добились малоазийские архитекторы. Уже в VI в. до в. в. они создал прекрасные сооружения  .ионийского ордена, такие как храм богиня Геры на о. Самосе   храм Аполлона в Дидимах близ Милета. Но гордостью малоазийских мастеров был Артемисион Ч святинлище богини Артемиды в городе Эфесе.

   Богиню Артемиду с давних времен почитали во многих  городах  Малой   Азии.   Здесь   культ   греческой   покровинтельницы  охоты   слился   с   местными   азиатским  культом плодородия.   Как   богиню  охоты   Артемиду  изображали юной  девушкой,  в коротком хитоне, с колчаном  за плечами,  в  сопровождении  лани.   В  Малой  Азии Артемида изображалась как мать-кормилица .со множеством сосцов. Символом богини была трудолюбивая пчела.

    Центром почитания Артемиды Ч божества плодорондияЧ считался Эфес, и потому малоазийскую богиню нанзывали Артемидой Эфесской, У эфесцев она была необынчайно популярна. В календаре многих греческих городов один из месяцев был назван в честь богини Артемисноном. В Эфесе месяц Артемисион был целиком посвящен пышнным празднествам в честь рождения богини. Сам город. Эфес считался городом Артемиды. Когда эфесцы во время одной из войн подверглись осаде, они посвятили свой  город богине. Как рассказывает Геродот, в знак посвященния была протянута веревка от городской стены к святилищу божества.    Древнейший   храм   Артемиды   в   Эфесе был по преданию. воздвигнут легендарными амазонками, приписывалось и основание самого города.

   В VI в.до н. э. Эфес достиг необычайного расцвета.  Своё богатство эфесцы решили прославить, построив покровительнице города новый величественный храм, превосходящий  по  красоте  все  известные  прежде  святилища. Возведение храма нужно было поручить опытному и талантливому мастеру. К архитекторам в древности предъявляли чрезвычайно высокие требования. лАрхитектор.Ч говориться в трактате Витрувия.Ч должен быть человеком умелым   рисовальщиком,   изучить   геометрию, всесторонне  знать  историю,  внимательно  слушать   философов, быть знакомым с музыкой, иметь понятие о медицине, знать   решения   юристов   и обладать  сведениями в астрономии и в небесных законах╗. Конечно, не все эти знания могли пригодиться при сооружении здания. Но их перечень свидетельствует о том, что древние высоко станвили строительное искусство, для занятия которым, по их мнению,  требовались  широкий   кругозор   и  всесторонняя образованность.

       Сооружение храма в Эфесе было доверено архитектору Херсифрону  из  Кносса.  Херсифрон  пользовался  известностью как  большей знаток  своего дела.  Он, очевидно, был человеком состоятельным: по эфесскому закону имущество архитектора до окончания работ поступало в залог  обеспечение перерасхода сверх, сметы. Смету представнил    архитектор   до   начала    работ,   и   утверждали   ее должностные  лица   города.   Если   перерасход   превышал смету более чем на четверть, средства на окончание работ брали из    имущества самого архитектора. Херсифрон,  несомненно представил на утверждение и модель будущего святилища. Он предложил эфесцам построить гигантский мраморный  ионийский  диптер Ч храм,   опоясанный  двойными рядами стройных колонн. Был подвергнут обсуждению вопрос о материалах для строительства. Тогда же были   обнаружены   вблизи   Эфеса   залежи   белого   мрамора. Вот что  рассказывает об  этом  Витрувий:   лКогда эфесские граждане задумали  построить Диане храм  из мрамора и обсуждали, доставлять ли его из Пароса, Проконнеса, Гераклеи или Фасоса, случилось, пастух Пиксодар погнал своих овец пастись на это самое место: и там два бежавших друг другу навстречу барана проскочили один мимо другого, и с налету один из них ударился ронгами о скалу, от которой отскочил осколок ослепительно белого цвета. Тут, говорят, Пиксодар бросил овец в горах и бегом принес осколок в Эфес в самый разгар обсужденния помянутого вопроса╗.

   Место для строительства храма выбрали недалеко от устья реки Каистра. В Эфесе нередко случались землетрянсения, и потому святилище было решено возвести на болонтистой почве, где колебания земли не были столь разрушинтельны, как на сухих местах. Чтобы создать пружинистую основу здания. Херсифрон предполагал вырыть котлован большой глубины и засыпать его смесью древесного угля . и  шерсти    Затем  приступили  к   закладке фундамента  и; ступенчатого основания храма.

   При   постройке   храма   Херсифрону   приходилось  не только    использовать   весь   накопленный   прежде  опыт, Строительство Артемисиона ставило перед  архитектором новые и сложные задачи. Так, по словам Витрувия, Херсифрон применил хитроумный прием, для того чтобы перенправить из каменоломен, находившихся в 12 км от места постройки Артемисиона, мраморные стволы колонн будунщего храма. Колеса повозок, груженныхx гигантскими ствонлами, глубоко увязали на мягких дорогах в илистой почве. Херсифрон приказал вбить в каждый конец мраморного кругляша  по  прочному железному  сердечнику.   Мраморнные стволы оказались насаженными на гигантские железнные прутья. Поверх мраморных стволов были положены деревянные рамы. Получились гигантские лтелеги╗, в конторых мраморные стволы служили колесами. Их железные прутья были закреплены в особые железные втулки, приделанные к деревянным рамам. Когда в эту телегу, принладив ней  деревянные жерди, впрягли быков, железные сердечники  начали  вращаться  и  стволы  колонн  покатинлись по топкой дороге, подминая и утаптывая болотную грязь.

   Строительство храма в Эфесе растянулось на многие годы. Задолго до завершения Артемисиона умер Херсинфрон. После смерти кносского архитектора его сын Метаген продолжил возведение святилища. Мы точно не знаем, какую  часть работы удалось выполнить Херсифрону. Античные авторы сообщают по этому поводу противоречивые данные.  Однако большинство ученых считает, что при Херсифроне  было закончено само  здание  и  установлена колоннада.

   Укладкой верхних частей храма руководил уже Метанген. При транспортировке архитрава Метаген столкнулся с теми же трудностями, что и его отец. Но так же, как и Херсифрон, он сумел перевезти по вязкой дороге тяжелые балки. Приделав к концам их толстые железные прутья, он использовал балки архитрава  как оси  для  огромных деревянных колес. Так он сумел переправить мраморные  глыбы к месту постройки. Затем по наклонной плоскости с помощью канатов гигантские колеса втащили на высоту колонн. Балки архитрава были необычайно тяжелы. При  |укладке на вершину колоннады они могли повредить капинтели колонн.   Поэтому   Метаген   приказал положить  на  вершину  каждой   колонны   мешочки  с   песком.   Под   тянжесть     архитрава  песок  понемногу высыпался,  и  балки  постепенно, без резких толчков легли на место.

   О трудностях, которые пришлось  преодолеть при вознведении Артемисиона, сложилось немало легенд. Одна из таких легенд рассказывает о том, что архитектору долго не удавалась закладка балки архитрава над входом в храм. Архитектор пришел в отчаяние, думая, что принчина этой неудачи в его неверных расчетах, и даже хотел лишить себя жизни. Но во сне ему явилась богиня Артенмида и обещала свою помощь. Наутро оказалось, что балка легла на место силой собственного веса.

     Строительство святилища, превосходившего своими размерам, все возведенные прежде храмовые постройки, потребовало введения новых, неизвестных ранее приемов работы, усовершенствования техники строительного дела. Подобно своему отцу, Метаген вел записи, в которых подробно излагал опыт, накопленный при создании Артемисиона. Однако и Метагену не пришлось завершить этот гигантский труд. До конца работ он не дожил. Возведение храма заканчивали архитекторы Пеонит и Деметрий.

   По преданию, строительство Артемисиона длилось 120 лет. В нем приняли участие все государства Малой Азии. Как рассказывают надписи на базах колонн, в дар от лидийского царя Креза холм Артемиды получил конлонны, украшенные фигурными рельефами. Рельефы с изображением богов в рост человека находились в нижней части колонн, на уровне глаза. Крез поднес эфесскому святилищу еще один ценный дар. Он послал Артенмиде Эфесской Ч богине растительности и плодородия Ч изображения коров, сделанные из чистого золота.

   Когда строительство   храма было закончено, он вызвал удивление  и  восхищение  всех,  кому  приходилось  любонваться легкой и изящной мраморной постройкой. Но пронстоял Артемисион не более ста лет. B356 г. до н. э, вся Греция была потрясена известием о гибели знаменитого храма. Житель Эфеса, некий Герострат, желая увековечить  свое имя, решил уничтожить святыню малоазийских городов   Он поджег Артемисион. Пожар сильно повредил здание храма. Рухнула крыша, обгорели стены и колонны. Жрецы   Артемиды   предрекали,  что   гибель   знаменитого храма принесет несчастье всем малоазийским городам. Впонследствии    возникло    предание,   что   Артемисион сгорел  в  тот  самый  день,  когда  родился  Александр  МакедоннскийЧ будущий завоеватель Азии.

  Преступление Герострата вызвало негодование греков. Ведь Артемисион был сокровищницей всех малоазийских городов, их гордостью. Было принято совместное решение всех ионийских государств предать имя Герострата забвению. Никто из писателей не должен был называть Геронстрата  даже  в   рассказе  о  пожаре   в  храме  Артемиды. Но у некоторых авторов древности все-таки сохранились упоминания   о   нем.   Желание   Герострата   исполнилось. Имя его пережило века. Существует выражение лГеростнратова слава╗. Так говорят обыкновенно о людях, котонрые лпрославились╗ недостойным поступком или преступнлением.

   Эфесцы не смогли примириться  потерей храма. Они решили отстроить его заново и сделать еще прекраснее, чем прежде.

Все горожане приняли участие в сборе средств на восстановление святилища. Граждане отдавали  накопленные сбережения. их жены Ч свои драгоценности. Помогли эфесцам жители других  малоазийских  городов.   Много  денег было выручено от продажи колонн, оставшихся от прежннего здания

   Когда в  I г. до н. э. Александр Македонский во время своего похода в Азию подошел к стенам Эфеса, ра6оты по восстановлению святилища шли уже полным ходом. Александру хотелось отблагодарить эфесцев, которые приняли его дружественно. Он предложил им оплатить ее сделанные прежде расходы и закончить работы на свой чет, с тем чтобы на храме была надпись, в которой будут отмечены его заслуги. Но эфесцы уклончиво осветили, что лбогу╗ Ч так называли Александра его подданные не подобает воздвигать храмы богам. Артемисион был достроен без помощи македонского царя.

   Восстановление  Артемисиона  эфесцы  поручили  архитектору Хейрократу. При перестройке храма Хейрократ использовал прежний план с очень небольшими изменениями. Зато значительно поднято было ступенчатое основание храма и увеличено число ступеней. Хейрократ стремился к тому, чтобы здание храма возвышалось среди тех строений, которые за  истекшие сто лет выросли  вокруг святилища. Храм Артемиды занимал огромную площадь 110X55 м. Как   сообщает   римский   ученый   Плиний старший, храм окружало 127 мраморных колонн. Их высота достигала 18 м. В каждом из двух рядов со стороны иного  фасада  стояло   по  8  колонн.   Артемисион   по прежнему сохранил основные черты ионийского диптера, но, как полагают, Хейрократ использовал  также нарядные колонны коринфского ордера. Вновь было установлено 36 колонн, украшенных рельефом. Эти колонны были одной достопримечательностей храма Артемиды

   Внутреннее помещение храма было облицовано мраморными плитами. Оно состояло из больших сеней Ч пронаоса, обширной главной залы Ч целлы  и небольшого опистодома   в   задней     части     храма.   В   целле   находилась (  15 м высоты)  статуя богини.  Лицо богини, кисти рук и ступни ног были сделаны из дерева, составлявшего основу статуи. Всю остальную поверхность сплошь покрывали золотые украшения и драгоценности.

   Потолочные перекрытия сделали из кедровых балок. Материалом для дверей послужило дерево, привезенное с о. Кипра. По словам Плиния, в его время они выглядели совсем новыми. Кровля Артемисиона была покрыта не глиняной, как прежде, а мраморной черепицей.

   Когда храм был отстроен, многие выдающиеся греченские художники и скульпторы украсили .его своими пронизведениями. Знаменитый афинский скульптор Пракситель (IV в. до н. а.) создал рельефы для алтаря, стоявшего в ограде храма. Рельефные украшения одной из колонн были вырезаны искусным художником Скопасом, работавншим и над украшением Галикарнасского мавзолея. Среди даров видное место занимали картины художника Апелнлеса, уроженца города Эфеса.

   В  храме  Артемиды   было  собрано  много  прекрасных картин и скульптур античных мастеров. Одна находились so внутренних помещениях храма, другие были выставлены в специальном   здании   для   картин   и в крытой каменнной    ограде,     расположенных    неподалеку   от   Артемисиона. В каменной ограде посетители могли. видеть меднную статую женщины. Эфесцы называли ее Ночью, Эта статуя вызывала всеобщий интерес, несмотря на свои арнхаичный вид и грубую работу. Ее, создателем был самосец Ройк. Как сообщают античные авторы, Ройк первый среди греков изобрел способ плавить медь и отливать ее в формы. Храм Артемиды был одним из самых знаменинтых  музеев древности. Его картинная галерея пользованлась    такой    же   известностью,   как   и собрание картин в Афинских пропилеях.

   Но не только картины и скульптуры хранились в эфесском храме. Святилище издавна было также сокровищницей и банком. Здесь помешали свои сбережения частные   лица  и  государства,  греки  и  персы.   Знаменитый греченский   историк   Ксенофонт,  отправляясь  в поход,  оставил в храмовой казне большую сумму денег. В его отсутствие   жрецы  могли  распоряжаться деньгами  по своему усмотрению, а  в случае  гибели  все оставалось  храму.  Ксенофонт вернулся и на сохраненные ему деньги в знак благондарности   построил   Артемиде   маленький  храм  в городе  Скиллунте.   Храм был точным подобием зфесского.

    Деньги хранившиеся    в    Артемисионе   не    лежали мертвым капиталом. Жрецы храма охотно ссужали их под большие проценты. Так росли богатства и самого храма а его служителей. Жрецы Артемиды Ц их называли мегабизамиЧ пользовались в Эфесе большим почетом  и влиянием. Они разъясняли смысл ответов оракула на вопросы верующих.   Жрецы   также   занимались   толкованием   священных    легенд   и   сочинением   гимнов   в   честь   богини.

   Молва о красоте и богатстве Артемисиона дошла до самых глухих уголков античного мира. Современники единогласно объявили    Артемисссион одним из семи чудес света.

   Во II в. до н. а. Малая Азия перешла под власть Рима. Как и другие римские провинции, Азия подверглась женстокому ограблению.   Многие,  прежде   цветущие  города пришли в упадок. Но Эфес сохранил свое значение. Эфес был резиденцией римского проконсула, и потому на erо благоустройство тратились значительные суммы. Огромной    популярностью пользовалось у римлян  святилище .Артемиды. При римлянах храм богател, как я прежде. Значинтельную сумму святилищу выплачивали городские власти. Богине предназначалась определенная част тех денег, конторые поступали от взыскания штрафов и конфискаций имущества нарушителем закона. Храм сохранил и свое знанчение общей казны Азии. Вот что пишет о казне храма Артемиды писатель Дион Хризостом, живший во II в. н. э.: лУ эфесцев вложено в храме Артемиды много деннег частных лиц, не только эфесян, но к иностранцев и людей откуда угодно, а также деньги, принадлежащие нанродам и царям.  Все помечающие вклады помещают их раде безе ясности, так как никто никогда не осмелится обидеть это место, хотя были бесчисленные войны и город не раз был взят. Ясно, что деньги лежат просто на счете, обычно их дают взаймы эфесцам под заемные письма.

     Храму принадлежали не только деньги, но и земля. При римлянах жрецы выиграли тяжбу с откупщиками и вернули храму лсвященные озёра╗, приносившие большой доход. Римляне сохранили за святилищем Артемиды и права убежища   Ч на территория храма никто не мог схватить государственного преступника, ни. беглого раба, находящегося под защитой богини Артемиды. Храм Артемиды пользовался огромным  влиянием в  Малой Азии. Почитатели богини наперебой старались почтить её богатыми подношениями. Многие благочестивые граждане оставляли святилищу свое имущество по завещанию. Для поощрения тех, кто почтил богиню самыми ценными данрами, эфесцы  выносили , благодарственные постановления. Выбитые на камне  декреты выставлялись в храме. Среда тех, кто удостоился особой благодарности богини, был житель Эфеса Дамиан, выходец из богатого и знатнного рода. На свои средства Дамиан построил вдоль донроги, ведущей от города к храму, портик длиной около 200 м. Портик названный в честь жены Дамиана, служил убежищем для богомольцев в плохую погоду.

   Богатый дар сделал богине во II а. в. э. некий Вибий Салютарий, римский всадник. Декретом в честь Салютария было занято несколько каменных плит. Он поднес святилищу большую сумму денег, много золотых и сенребряных статуй. Особенно выделялось золотое изображение Артемиды с серебряными оленями, а также две серебряные статуи  богини с факелами.

    Эфесцы чрезвычайно дорожили статуями, поднесенными Салютарием. Для хранения и ухода за ними был выделен особый Жрец. В дни больших праздников, торнжественных заседаний народного собрания и гимнастиченских состязаний статуи под усиленной охраной отправлянлись а театр. Там их устанавливали на высоком постанменте, чтобы каждый мог видеть их и гордиться богатнствами почитаемого святилища.

   К III в. н. э. Римское государство утратило свое былое могущество. С большим трудом обороняло оно свои границы от вторжения многочисленных племен. Не раз варвары проникали в глубь страны, грабили и разоряли все на своем пути.

   В 263 г. н. э. готы, привлеченные слухами о необычайном богатстве храма, захватили Эфес и разграбили святинлище Артемиды. Большой урон Артемисиону нанесли хринстиане. Христианские проповедники не раз натравливали  толпы верующих фанатиков на святилище языческой бонгини, В византийские время мраморная облицовка святилища использовалась как строительный материал при вознведении различных построек. Так, на месте разрушенного храма  Артемиды была выстроена христианская  церковь. Но и она была уничтожена во время одного из набегов. Однако  самые  страшные   разрушения   причинила  храму  болотистая почва, которая по замыслу строителя должна предохранить святилище от землетрясений.    Наносы реки постепенно  скрыли руины  разрушенного храма, в вязкое болото. Город Эфес потерял своё значение в средние века. Не только завоеватели разрушили город. Его первоклассная  гавань начала быстро угасать. Большие корабли больше не бросали якорей у древних стен. Эфес захватили турки, и упадок продолжился.

   Почти столетие назад археологи пришли наместо старого Эфеса, они нашли здесь лишь скромную деревню. Все вокруг изменилось. На месте храма  - болото. От моря, когда-то подступавшего остались лишь небольшие озера. Кое-где  стоят руины древних строений, но большая часть их  занесена слоем ила и песка. Мраморную вымостку  от храма Артемиды английские археологи обнаружили в болоте на глубине 6 м, где воду нужно было откачивать. Среди находок первой экспедиции  были найдены обломки колонн, украшенных рельеф. Они хранятся теперь в Британском музее  Раскопки были продолжены в XX в. Археологам удалось вскрыть фундамент храма Артемиды. Были  обнаружены следы более древних святилищ, раннее из которых относится к 700 г до н.э. Найден портик Дамиана-фундамент и следы храма.

   Данные раскопок позволили археологам отнести Эфес к эллинистическо-римской эпохе. Город был с широкими улицами, пышными постройками. Также был найден водопровод, воду для которого доставляли стекавшие с гор ручьи. Была обнаружена овальная площадь Ц агора, которую окружали колоннады. В одной из этих колоннад, как выяснилось, помещался городской архив, где хранились все документы, протоколы и т.д. Удалось найти стадион, а также термы римского времени.

  Театр был рассчитан на 24 тысячи зрителей. Он был выстроен из  дорогою  материала     полированного  гранита и  мрамора   Но особенно интересным было открытие эфесской библиотеки.  Здание библиотеки насчитывало три этажа. В него вела монументальная лестница; по фасаду в нишах стояли статуи,  изображавшие Науку,  Мудрость,  Добродетель и Фортуну  На 6арельефах, украшавших лестницу были представлены сцены сражений римлян с парфянами В стенах большого зала библиотеки сохранились ещё для хранения пергаментов и папирусов. Библиотека была построена во II в. н. в. в честь римского консула его сыном, который отпустил еще дополнительную сумму денег для покупки книг.

     Много богатых  и  величественных строении  открыто в Эфесе. Художники и архитекторы, изучая  материалы    раскопок, смогли воссоздать первоначальный облик их памятников Эфеса. Созданы рисунки  -  реконструкции библиотеки и театра, городских ворот и колоннады на  агоре.  Но остатки  лучшего из эфесских строений Артемисиона -оказались ничтожно малы. Были разграблены все сокровища храма. Не сохранилась и  статуя богини, внешний вид которой восстанавливают по изображениям на монете и с помощью найденной в 1956г. копии.  Археологи и архитекторы воссоздают с уверенностью только план знаменитого   святилища.   Но   лишь самые  приблизительные  представления   можно  составить о том, как выглядел храм, несравненную красоту которого поэты превозносили в стихах. Поэт Антипатр Сидонскии (II -I вв   до н. в.), назвавший храм Артемиды лучшим из семи чудес света, писал:

 

Кто   перенес   парфенон   твой,   6огиня,   с   Олимпа, где прежде

Он находился в ряду прочих небесных жилищ,

В город Андрокла,  столицу ретивых в бою ионийцев

Музами, как и копьём, славный повсюду Эфес?

Видно сама ты, сразившая Тития, больше Олимпа

Город   родной   возлюбя,   в нём    свой   воздвигла   чертог.

AddWeb.ru - раскрутка сайта, 
продвижение сайта

  

Hosted by uCoz